На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Владимир Акулов
    СВО ,  а  не настоящая  война  ...Думали  обойтись  малой  кровью,  думали  :враг  испугается  и  попишет  ,  что  на...Потерянное время....
  • Елена Бреслова
    Жаль, что Путин отсоветовал Януковичу применить силу против майдана, жаль, что потеряли 8 лет на минских соглашениях ...Потерянное время....
  • Елена Бреслова
    Господи! прошу🙏🙏🙏 пусть ребята возвращаются живыми!🙏🙏🙏 они так нужны России! 🙏🙏🙏 и Победы вам, мальчики!⚡‼️ ...Позывной «Сталин»...

Невыученный урок от св. Александра Невского

Размышления о советских репрессиях

Сначала немного о философии доказательств. Желающий себя оправдать и обвинить кого-то, всегда и везде найдёт причину для обвинений, даже когда её нет. Но ведь так поступают и бесы на мытарствах. А ангелы, наоборот – жалеют грешников, и всегда, даже в самых, казалось бы, безнадёжных случаях, ищут причину для оправдания. Так давайте уподобляться ангелам, а не бесам, и попробуем найти оправдание для попущенной Богом Советской власти.

И если мы приступим к сему вопросу со стороны поиска оправданий, а не обвинений – откроется много интересного, потому что только с этой богоугодной стороны – желания понять, а не обвинять – открывается Божий Промысл. Тем же, кто выбирает сторону поиска чужой вины и обвинений – Промысл Божий, естественно, закрыт, и становится «тайным и неисповедимым».

А теперь о репрессиях. Как пишут практически все словари, репрессия (от лат. repressio – подавление, угнетение) – это карательная мера, применяемая госорганами с целью защиты и сохранения существующего строя. Зададимся вопросом: существовала ли когда хоть одна, не то что государственная, но любая власть (вплоть до власти на производстве, или, хоть даже в церкви), которая бы не подавляла выражающих несогласие подчинённых? Такого не бывает.

Так если уж любой вид земной власти наказывает противников всеми доступными средствами (и зачастую самыми крайними), то уж власть от Бога не просто имеет право, а обязана наказывать разрушающих установленный ею строй. Власть от Бога, как и любая другая, всегда репрессировала оказывающих ей противление. Так было при Моисее, потом при Судьях, затем при Царях. И непонятно – а почему при Советской власти должно было быть как-то иначе? Что, всем наказывать можно, а Советам нельзя?

А теперь к слову «репрессии» прилепили – «политические» – и стали преподносить нам как что-то беззаконное и враждебное Богу. А до революции, на протяжении 3 000 лет, репрессии со стороны власти были не политическими? А какими – монархическими что ли? Или что – до революции было можно, а вот после революции уже нельзя? Со стороны это выглядит довольно забавно – получается, что когда мы кого-то, это хорошо и правильно, а когда нас, то это уже репрессии. Потому что – а нас за что? Так что махать как флагом словом «политические репрессии» и пугать им народ не надо, Репрессии госвласти были всегда, и они всегда были политическими. Приписывать же их только советской власти, как минимум – нечестно.

А сейчас что, политических репрессий в России нету что ли? Если послушать всяких там «вы́ломившихся» из России, так у нас сейчас лютуют «путинские» репрессии. И для тех, у кого проблемы с «головой» – это действительно так. Но нормальные-то люди радуются и понимают, что никакие это не репрессии, и никакие не «путинские», а всего лишь защита народа и страны от «паразитов».

Кто-то на это скажет, что нельзя сравнивать репрессии сейчас и при Советах. Мол, ФСБ – это не ЧК, и поэтому у них, якобы, абсолютно разный смысл, от которого, и разные средства и способы работы. Но так рассуждать – это очередное безрассудство тех, кто не верит, и от этого не видит того, что Россия – это единственная в наше время страна, управляемая Богом. А коли управляется она Богом через Верховного правителя, то защита власти этого правителя есть мало того что почётное, но в прямом смысле этого слова – богоугодное служение. Но надо помнить, что это – только в России.

В разные времена, служение по защите Власти от Бога на Руси называлось и выглядело по-разному. Когда-то этим занималась княжеская дружина, потом Опричнина, затем Тайный приказ, Тайная полиция, ЧК, ГПУ, НКВД, МГБ, КГБ, а теперь ФСБ. Но от перемены названий суть не меняется. Во все времена эта служба решает задачи по нейтрализации текущих угроз, и поэтому действует сообразно угрозе, а не исходя из чьих-то предпочтений. И говорить о том, что чекисты – злые, а фээсбэшники – добрые, – это глупость.

Служба ФСБ сегодня малозаметна и по-доброму выглядит совсем не от того, что стала «добренькой» по сравнению со «злыми» чекистами или опричниками. Просто сегодня нет таких угроз, что потребовались бы крайние и решительные меры по их нейтрализации. Текущие задачи спокойно и без лишнего шума решаются (во всяком случае пока), и все довольны. А почему сегодня народ доволен работой ФСБ? Потому что народ видит, что работа ФСБ направлена на его защиту, и поэтому народ радуется. А почему защита власти (ФСБ) сегодня не репрессирует народ, а защищает? Потому что сегодня народ не бунтует, и этим не создаёт для Бога проблем с управлением страною через Верховную власть. И поэтому сейчас нет никакой нужды, чтобы «шерстить» улицы в поисках «контры».

А вот если народ опять «взбесится», как в 1917-м, и вновь начнёт создавать угрозы для управления России Богом, то вся вежливость защитников власти улетучится как дым. И тогда любители покритиковать власть (и без разницы – в рясах они или в пиджаках, глупость – она в любой одёжке остаётся глупостью) пусть не жалуются. Если православные, своею враждебною Богу критикою власти, вновь, как и в 1917-м, доведут Россию до «майдана», то Бог снова «расплющит» всё наше недовольство самым решительным и безжалостным образом. Как это мы видели с 1918-го по 1922 год.

И снова будут расстрелы и подвалы, и совсем уже не вежливый «персонал», набранный не для болтовни и обсуждения приказов власти, а для жёсткого исполнения по её защите. И кто тогда во всём этом будет виноват – власть что ли? Поэтому, делать из защитников власти палачей и злодеев – это противная Богу глупость и явный признак непонимания Промысла Божия. В России защита Верховной власти – это защита Промысла Божия, действующего через власть. И 20-й век хорошо нам показывает, что бывает с теми, кто с этим не согласен и имеет какое-то там своё «важное» мнение.

Защита власти всегда может «почи́кать» всех бунтарей, но делает она это, только когда на то есть благословение Божие, выдаваемое защите через Верховную власть. Но это благословение выдаётся не всегда, а только когда это необходимо для защиты Промысла Божия. Например, когда при императоре Николае Втором все православные перестали оказывать до́лжное послушание монархическому образу власти от Бога, то Бог (решив нас наказать и изменить образ Своей Власти) через государя не дал благословение на казни для сохранения власти. И поэтому защитники власти Николая Второго не сделали, что хотели. Им было больно видеть происходящее, но государь запретил им свою защиту. Власть – пала. И в этом была Воля Божия.

Также, невзирая на «благословение» Синода, Бог запретил защищать беззаконное Временное правительство. А то, что они продержались у власти целых полгода, можно объяснить тем, что Бог дал нам эти полгода на осмысление и покаяние. Ведь если бы в марте сразу пришла Власть для наказания и отмщения, то мы бы обвинили Бога в том, что Он не дал нам время для осознания своей ошибки. Потому-то Бог и дал время на раздумья. Но болезнь непослушания Богу, за это время, только прогрессировала.

И поэтому большевикам Бог дал уже полную власть – и на Свою защиту, и на наказание всех без исключения бунтарей, что они (получается, что с Божьей помощью) успешно и выполнили. Также и в начале 90-х, власть рухнула не из-за «предательства» КГБ, а из-за того, что Советская власть уже выполнила своё предназначение по смирению бунтующих на Власть от Бога, и этим исчерпала меру своего участия в Промысле Божием. Поэтому Бог и не дал для КГБ благословение защищать власть и казнить бунтующих, как это было сделано в своё время для ЧК. И Советская власть – закончилась.

Уверен, что и при Иоанне Васильевиче, опричные озлобления были совсем не следствием «перегибов» Верховного, как хотят изобразить любители обвинять власть, а такой же вынужденной мерой по защите Власти от Бога. Когда слова уже не работают, приходится «палкой» наводить порядок. Так же и чекистские расстрелы – это не маниакальные желания необузданных эмоций, а вынужденная необходимость. Это как, на несущемся в шторм на скалы и потерявшем управление корабле, когда от ужаса и паники все лезут в лодки, расталкивая и затаптывая слабых и малых. В таких обстоятельствах слова и уговоры не работают. И капитан для наведения порядка вынужден расстреливать паникёров. И в чём он может быть не прав?

Если же говорить о нашем времени, то видим, что Верховная власть в России пред Богом законна, и соответствует духовному состоянию земной части Церкви. Дело Спасения в России свободно исполняется, и без труда управляется Богом через Верховную власть. Поэтому, никаких причин для попущения Богом падения власти в России у Бога, как видится, сейчас нет. А это значит, что нынешняя Верховная власть не просто имеет от Бога благословение на любую защиту и наведение порядка, а обязана себя защищать самыми решительными средствами. И мы должны в этом власти помогать.

Так что, если расстрелы бунтующих вновь станут печальной необходимостью – они вернутся, и быстро установят необходимые для Промысла Божия спокойствие и порядок. И, слава Богу. Власть падает не тогда, когда кто-либо хочет её падения, а только тогда, когда Бог позволяет ей упасть. А позволяет Он ей упасть только тогда, когда это полезно для Своего управления делом спасения. Посему, трижды благословлено́ служение всех силовых структур, защищающих Верховную власть России.

Смысл распри между хулителями и защитниками советской власти сводится к тому, что одни акцентируют внимание на ненравящихся им делах власти, и от этого становятся её хулителями. А другие акцентируют своё внимание на делах власти, которым они рады, и поэтому они её защищают. И кто прав? Да никто – оба эти отношения противны Богу. Потому что и у хулителей, и у защитников, есть одна общая богомерзская черта – уверенность в своём «священном» праве обсуждать, оценивать и критиковать указы того, чьё сердце в руке Божией. А это, от пророка Моисея и до Николая Второго, называлось хулою на Власть Божию, и каралось смертью.

Власть Божия – это не то, что мы можем хвалить или ругать. Когда Писание говорит «Хвалите Господа...», то надо понимать, что под словом «хвалите» подразумевается исконный смысл этого слова – славьте, прославляйте. Современный же смысл слова «хвалить» – искажён, и понимается как одобрение за что-то выборочное и лежащее в области понимания. Но к Богу, и поставленной от Него власти такое отношение неприемлемо. Он – Творец, а мы Его тварь, и многое из Его дел мы не понимаем, и не можем оценить их как добро или зло. Поэтому, мы должны не хвалить или ругать поставленную от Бога власть Верховного (сейчас Путин), а просто радоваться тому, что Верховный есть, и верить ему, как дети верят своим родителям.

Как бы выглядели, например, дети, хвалящие своих родителей? Это неестественно. Дети родителей не понимают, и поэтому не хвалят и не ругают, а просто радуются, что они (родители) есть. Представьте, каково будет нам услышать от сына: «Ты, папа, молодец, сегодня ты сделал хорошее дело, что купил мне машинку, и я доволен». Похвала детьми родителей – глупа, а ругание – безумно. От детей требуется только доверие и благодарность родителям. А ведь к Власти от Бога мы должны оказывать гораздо большее почитание, чем родителям. Представьте, как бы выглядели в детском книжном магазине книги для детей под названием: «Что нам (детям) делать, когда родители неправы». Но это же глупость, и так не бывает. Но такой же глупостью являются и наши похвалы или ругания Верховной власти, когда мы оцениваем её – права она или нет.

Когда мы хвалим, к примеру, Сталина, за какие-то, по-нашему мнению хорошие дела, то в переводе на русский язык это означает, что в нашем уважении к Сталину главенствует не то, что Бог его поставил на власть, а то, что он сделал что-то хорошее. И поэтому, Сталин – молодец, и мы его за это уважаем. Но таким мнением о власти мы являем то, что мы, так же как и хулители Сталина, относимся к его власти не богоугодно, как к Власти от Бога, а как безбожники. А это говорит о том, что в Верховной власти России мы не видим ничего Божьего. А это уже противно Христовой Вере.

Это сейчас многим из нас кажется, что раньше мы были такими же (в смысле права на обсуждение Верховного) как сейчас. Но откуда в нас взялось это нелепое заблуждение? Ведь Святое Писание уже с первого государства народа Божия являет нам, как Бог Сам, и самым безжалостным и страшным образом, предавал казни тех, кто в безумии посчитал себя вправе критиковать полученную от Бога власть пророка Моисея (Числ. 16: 26-35, 41-50). И Земля ведь поглотила не только хулящих и критикующих Власть, но и их родственников, и сочувствующих, и даже, равнодушных. А ведь среди них были и старые, и больные, и женщины, и дети. Уж не скажут ли наши пацифисты, что и там были так же невинно и чрезмерно жестоко пострадавшие, как в 20-м веке?

Когда грех всеобщий, то от Бога наказываются все – и старые, и малые, и духовные, и простые. Называть же репрессии Советской власти безбожными на основании того, что они были жестокими, и страдали как бы невинные дети, старики и больные – не получится. Если пример с пророком Моисеем слишком древний, то возьмём что поближе: приговор Божий о разорении Иерусалима за то, что не познал время Посещения своего (Лк. 19:41).

Если смотреть на это без доверия Евангелию, то пострадало много невиновных. Разорение Иерусалима произошло почти через 40 лет после Распятия Христова, и большинства участников Богоубийства в Иерусалиме уже не было – они разъехались и умерли. И народилось уже два поколения не имевших никакого отношения к Распятию. И опять же – в Иерусалиме было множество больных, старых, баб и детей. Но Бог почему-то наказывает всех. И кто не погиб, тот пошёл в рабство. Иудеи считают, что это было не от Бога и несправедливо, что они претерпели невинные страдания. Но они Евангелию не верят, и их можно понять. Но мы-то верим, и там ясно написано, что это было от Бога, и за что именно.

Так что обвинять Советскую власть в богоборстве на основании множества или жестокости репрессий, извините, но это – клевета. В Писании видим, что Власть от Бога всегда казнила противящихся, и при необходимости, это было и массово, и жестоко. Наш Бог совсем не пацифист – с врагами и дураками у Него разговор короткий. Но для наказания всегда была веская причина, без причины Бог Свой народ не наказывает, и в обиду не даёт – никогда.

Но обвинители, конечно же, скажут: «Да причём здесь репрессии, и их массовость с жестокостью? Вражда на Бога Советской власти доказывается не просто репрессиями, а их целенаправленностью на физическое уничтожение Церкви и Веры». Что же, разберёмся и с этим обвинением. Если смотреть со стороны желания обвинять (как сказано в начале), то получается, что оно вроде бы похоже на правду. Но мы будем брать пример не с бесов, а с ангелов, которые всё видят совсем не так как бесы.

Рассмотрим причину, по которой Власть будто бы уничтожала Церковь и Веру. Да-да, ошибки нет, именно – будто бы. Потому что Власть уничтожала не Церковь и Веру, а вырезала на теле Российской церкви «раковую опухоль» искажения Веры, в виде противления поставленной от Бога Власти. Вот если бы православные вели себя по отношению к Власти Божией подобающе, тогда можно было бы говорить о беззаконности репрессий, а так – извините.

Беда в том, что мы сами, и все − дали согласие и благословение на начало беззаконных и жестоких репрессий в отношении Церкви. Как? Мы признали и благословили законность Временного правительства. А назвав арест Государя Волей Божией, мы благословили арест Власти от Бога. Или, кто-то думает, что репрессии – это только когда батюшку арестовывают, а если царя, то это никакие не репрессии? А если арест государя не репрессии, то что это – Воля Божия что ли?

Захватив царя, сатана спросил нас: «Царя ли вашего и Божия Помазанника репрессирую?» А что мы ответили, помним? Отвечал, конечно, не простой народ, отвечали «первосвященники», как и 2 000 лет назад, но что-то не известно, чтобы кто-либо из народа не согласился и выступил против. И все мы ответили так: «Никакой он нам не царь и не от Бога. И потому, репрессировать его – это Воля и Благословение Божие. А мы − не имеем другой власти кроме той, которая даст нам свободу». Ничто нам это не напоминает?

Вот так, по-дурацки, и не ведая что творим, мы зло назвали добром и благословили его, запустив «бумеранг» «законности» жесточайших репрессий. А когда он в обратку «прилетел» уже к нам, мы делаем удивлённое лицо и, хлопая «невинными» глазками, кричим о несправедливости. И ведь многие в нашу «невинность» верят. Но как раз для таких случаев и существует старая пословица «Посеявший ветер (до революции) – пожнёт бурю (после неё)». Что и произошло.

Сейчас в Церкви некоторыми озвучивается мнение, что признание ареста царя Волей Божией было сделано вынуждено, типа: «А куда им (Синоду) было деваться?» Так же говорят и о благословении некоторыми архиереями РПЦЗ нашествия Гитлера. Мол, они это сделали вынужденно.

Но это очень печально и смешно звучит. Рассмотрим на примере, как это будет выглядеть со стороны. Представим: монастырь, в котором есть игумен и живут монахи. В один из дней, в монастырь врываются бандиты, вяжут игумена, и выводят его на монастырскую площадь перед стоящими вокруг монахами. И эти бандюги говорят монахам: «Мы считаем, что ваш игумен конченый негодяй и преступник. Поэтому мы решили его арестовать и наказать. Как вы считаете: правильно ли мы делаем?». И монахи такие бодренько отвечают: «Всё верно, наконец-то, свершилась воля Божия. Мы давно уже об этом мечтали...». Бандиты заулыбались, похвалили монахов за «мудрость», и, забрав связанного игумена, уехали. А после этого, от правящего архиерея приехали люди, и, узнав, как всё было, спросили монахов: «Как же вы могли сказать такое о своём игумене?». А они такие: «А куда нам было деваться?».

Вы только представьте всю абсурдность данного оправдания. Это что за христианство такое? В любом неправославном человеческом сообществе (даже среди уголовников) такой поступок считался бы подлым и трусливым. А нам тут говорят: «Но они же сделали это вынужденно». И что с того? Если вынужденно, то можно? Но Церковь так никогда не жила. Зачем бы святые тогда терпели страдания? Крикнул «слава Артемиде» или кинул кусочек ладана на бесовский жертвенник, да и гуляй смело – ведь вынужденно же.

Да и, вынужденно – это когда есть реальная угроза смерти. Была ли такая угроза у Синода всего лишь через несколько дней после ареста Государя? Что-то непохоже. А если нет угрозы смерти, то в чём вынужденность? И, как-то оно странно. Если мы вынужденно благословили тех, кто в феврале восстал на Власть от Бога, то уж не тем ли более мы должны были уже радостно, а не вынужденно, так же признать и благословить тех, кто в октябре разогнал этот Временный бесовский «гадюшник», разинувший свою «пасть» на Власть Божию? Но что-то ничего такого и близко не видно.

Ещё раз. Если мы в марте 1917-го, когда нас никто ещё и пальцем не трогал, уже «вынужденно» признали и благословили власть бунтовщиков, то почему же в октябре мы так же вынужденно не благословили власть новых бунтовщиков? Тем более, когда нас реально стали бить. Получается, что когда нас никто не трогал – мы говорим, что нас заставили, мы были вынуждены. А когда нас реально били – мы терпим и идём на страдания, но ни за что не благословляем своих мучителей. Как-то оно с логикою не сходится. Поэтому, как ни крути, а в феврале 1917-го никакой вынужденности не было и в помине, а была самая неподдельная радость. А вот в октябре 1917-го, уже никакой радости не было. От того и ни о каком благословении речи быть уже не могло.

Неужели мы не видим, что слова о том, будто Синод с «перепугу» вынужден был благословить преступников – это безрассудная клевета на Синод? Синод, по-человечески, и теоретически − может что-то недосмотреть и в чём-то не архиважном даже ошибиться. Но говорить, что наше священноначалие будто бы может назвать явное зло Волей Божьей – это безрассудная клевета, и недопустимо. Поэтому, наше «благословение» Временного правительства было не вынужденностью, а ярким проявлением искажённого понимания Власти от Бога, о чём и ведётся речь в этой и предшествующих статьях. Так же и в РПЦЗ. Если бы они понимали что такое Гитлер, и что есть Власть в России, то никто бы Гитлера не благословлял.

Но вернёмся к репрессиям. Невзирая на причины для репрессий, о которых говорилось ранее, думается, что Бог отнюдь не желал столь массовых и жестоких казней для Своего народа. Но мы сами, против Воли Божией и по своей глупости – сделали их необратимыми.

Что же это за урок от Александра Невского, который мы не выучили? Святой князь, невзирая на то, что в его время никакой России ещё не было, уже имел понимание того, как Бог властвует над Делом Спасения и Своим народом. Удивительно то, что Александр, будучи мирским человеком, имел те познания, которые мы, в 20-м веке напрочь утратили не то что мирскими, но даже духовными. Неужели мы не видим, что он относился к Верховной государственной власти, и к происходящему в его время, совсем не так как мы сейчас?

Благоверный князь, видя непреодолимую силу монголов, понял, что если Бог что-либо определил, то противиться сему – это противиться Богу. И поэтому князь при посещении Батыя вполне мудро и богоугодно признал власть Батыя полученною от Бога, чем и склонил эту (по виду безбожную, но исполняющую определённое Богом) власть на милость к Церкви.

Урок в том, что мы в 1917-м году должны были не «качать права́» перед властью большевиков, которым Бог попустил быть со вполне определённой целью, а рассуждать и поступить так же, как и Великий князь. Ведь что сказал Александр хану: «Я кланяюсь тебе, потому что Бог почтил тебя царством...». Этими словами Александр признал, что у Батыя власть от Бога, чем и явил свою готовность подчиняться хану и исполнять все (кроме душепагубных для Спасения) его приказы. Куда входило и участие русских войск на стороне монголов, и даже наказание противящихся ханской власти.

И всё это богомудро и богоугодно делал святой Александр, потому что верил он Богу не так, как ему хотелось и нравилось, а так, как было угодно Богу. Князь понимал, кому бы Бог, по грехам нашим, не отдал верховную власть, все, не пагубные для спасения души, приказы этой власти, – обязательны к исполнению. Невзирая на то, нравятся ли они нам, или нет. Не так же ли и нам подобало поступить в 20-ом веке по отношению уже к Советской власти? Но мы всё сделали для того, чтобы оскорбить и разозлить эту власть. Спросите: как? О! – это та ещё «песня».

Отношение Российской церкви к госвласти, начиная с Николая Второго, постепенно менялось, и не в лучшую сторону. Если при Николае мы осмеливались только на критику, ну и могли ещё, где-нибудь на Высочайшей аудиенции, продемонстрировать своё несогласие презрительным молчанием, то Временное правительство, отрабатывая свою «благословенность», уже всячески старалось по возможности нас удово́лить. Но мы тогда ещё только входили во вкус новых возможностей, и поэтому, просили скромно и немного.

Но в октябре власть снова поменялась, и мы решили – скромничать глупо, и пора брать «быка за рога» самым решительным образом. И вот тут наше неправое мнение о государственной власти России достигло своего апогея. Если при царе мы только ворчали, при Временщиках осмелели и стали просить, то с большевиками мы решили уже не церемониться (ведь мы же от Бога, а они кто?!), и «выкатили» им 25 пунктов, которые должны исполняться властью в отношении Церкви. Сейчас такое даже представить себе тяжело.

Сегодня, читая эти 25 требований, выдвинутых Поместным собором в декабре 1917 года, ясно видно, что писавшие их не до конца понимали происходящее в стране. Но для того, чтобы с этим согласиться, надо сначала прочитать эти 25 пунктов (зри стр. 225), а потом вспомнить, что творилось в конце 1917 года, и в каком положении была Советская власть. А после, взглядом со стороны, рассмотреть – чем являются деяния Собора по отношению к власти. И тогда, реакция власти на Собор будет вполне логичной и закономерной.

Захватив власть, большевики не обращали на Церковь никакого внимания. У них и так было дел невпроворот: кругом проблемы и враги, власть на волоске и всё на грани, а надо спасать страну и наводить порядок. Общеизвестно, что в подобных обстоятельствах абсолютно любая власть ведёт себя самым жёстким образом. И власть большевиков в этом деле никакое не исключение.

Может, я чего-то не знаю, но не большевики первыми оскорбили Церковь, а Церковь, в лице Собора, в прямом смысле слова «наехала» на власть. Если охарактеризовать эти 25 пунктов, то смысл их таков: «Мы (Церковь) делаем то, что считаем нужным, а вы (государство) должны нам не мешать, защищать и обеспечивать». Вы представляете, что сделал бы Батый с Александром Невским, если бы тот не то что 25, а хотя бы один пункт выставил как условие своей лояльности, и что бы с ним тогда было? И какова бы тогда была судьба Русской церкви?

Была ли у Александра вынужденность поклониться Батыю? Конечно, была. Но эта вынужденность была не подлая и трусливая, что будто бы он со страху поклонился Батыю, а самая что ни на есть разумная и богоугодная. Это как обойти встретившуюся на пути яму. Умные люди в яму не ходят, а яму обходят. И так же умные люди на власть не «наезжают, а оказывают должное (кесарю кесарево) послушание. А должное означает, что святой Александр оказал послушание власти хана только в богоугодном, но не в душевредном. На приказ поклониться идолам он ответил решительным отказом. Так и мы должны поступать. И какая разница кто там наверху – Николай Второй, Сталин или Путин. Поскольку Бог вручил им «капитанскую» должность на нашем «корабле», то наше отношение к любому из них должно быть соответственным. На корабле слово капитана − закон.

В конце 1917 года власть увидела, что не она Собору, а Собор собрался указывать власти что делать и как жить. Ну а дальше всё логично. Если бы в Церкви нашлись люди, рассуждающие о власти подобно Александру Невскому, то большой вопрос – а были ли бы тогда репрессии, и насколько бы они были жестокими. Но таких людей не нашлось, и кто виноват? На словах-то мы Александра Невского почитаем о-го-го как, а на деле − он нам совсем не указ.

Нам говорят, что Советская власть была враждебна Богу потому, что гнала Церковь. Но если Советы нас гнали за то, что мы молимся, то позвольте – а за что Советы гнали всех остальных? Ведь кто там только не подвергся репрессиям. Их-то, которые к Богу никакого отношения не имели, за что гнали? А ответ прост – гнали тех, кто противился новой власти. И без разницы этой власти было – кому ты молишься. Вот иудеев не гнали, и, мнится ми, совсем не за то, что они были среди революционеров, а потому, что евреи не пёрли на власть, как мы со своими требованиями, вот их и не трогали.

Так что неудивительно, что своим «наездом» мы внесли себя в список активных угроз для власти. А власть, для самозащиты, уже без разбору «прессовала» весь список. И чихать ей (власти) было на то, кто там кому молится, да и молится ли вообще. Так что, Советская власть казнила не за Веру, а за бунт. А если касательно нас и точнее, – то за искажение Веры в области отношения Церкви к поставленной от Бога Власти. А казнить бунтовщиков Бог очень-то даже хорошо и благословляет. Уж это-то, надеюсь, доказывать не надо?

В жизнеописании героя Гражданской войны и маршала СССР Семёна Михайловича Будённого была такая история. Ленин, прослышав о его вызывающих удивление победах, как он, часто с меньшими силами, рубал белых, решил с ним встретиться. И когда Будённый к нему приехал, Ленин его спросил: «Ну как вам, Семён Михайлович, удаётся с таким успехом громить белых?». А Будённый ответил: «Да с Божией помощью, Владимир Ильич». Ленин рассмеялся и сказал: «Ну так с Божией помощью, Семён Михайлович, и продолжайте!»

Подчинившись Советской власти и вступив в Красную Армию, Семён Михайлович Будённый поступил чисто как Александр Невский и радовался жизни, принося пользу Промыслу Божию. Поэтому, нам ни в коем случае не должно быть стыдно за родственников, воевавших за установление Советской власти и защищавших её. А как раз надо гордиться ими за то, что, может даже и неосознанно, но они, подчинившись законной власти и став на её защиту в Красной Армии, как и св. Александр, сделали правильный выбор и оказались на благословенной стороне служения Промыслу Божию.

Множество православных того времени совершили двойную ошибку, в которой вторая хуже первой, подобно известной присказке: сгорел сарай – гори и хата. Мало того, что они бунтовали против монархии, так они взбунтовались и против той власти, которой Бог попустил прийти. Но Бог попустил прийти Советской власти не для потакания нашим благоглупостям, а как раз для того, чтобы прекратить их. И если не получится по-хорошему, то сделать это по-плохому. По-хорошему – православные не захотели.

Хочу быть правильно понятым: разговор идёт не о том, что Советское время нашей истории – это идеал, к которому надо стремиться. Нет! Историю СССР естественно нельзя идеализировать, и, конечно же, это нездоровое и болезненное состояние общества, в котором все хотят «помочь» ближнему стать счастливым, но никто не знает, как это сделать правильно. И поэтому, вся история СССР – это сплошные споры, эксперименты и бесконечные выяснения отношений, в которых стреляют сначала одних, потом выясняется, что стреляли не тех, и так без конца.

Ведь коммунисты времён Ленина, Сталина, Хрущёва, Брежнева, Горбачёва или сегодняшние – они же все разные. И даже при одном Генсеке они были разделены на враждующие группировки, стреляющие друг друга и только на Съездах улыбающиеся оппонентам. Вся история Советской власти − это драка за выяснение направления, в котором находится «светлое будущее». Так что Советская власть – это не цель, к которой надо стремиться, а средство для устранения проблем, препятствующих Промыслу Божию на то время. С исчезновением (ввиду решения) проблем − исчезла и Советская власть.

Благо Советской власти не во внешнем виде, а в её смысле. Советская власть явилась для православных наказанием и горьким лекарством, лечащим наше непослушание Богу. Это, как родительское наказание детей – когда уже все средства испробованы и оказались недейственными, отец берёт ремень и порет. Но ведь он это делает не по злобе, а как раз-то по любви. Так и мы, хвалим не само наказание, а его смысл, который от Бога является проявлением Его Любви. А если бы мы ещё узнали, сколько народу эти репрессии «пинками» в Рай загнали – мы бы о-очень сильно удивились. И как это можно хулить и не видеть?

Меня, к примеру, не то что не раздражают памятники Ленину, Сталину или Дзержинскому, но даже радуют, потому что каждый из них, обращаясь к ныне живущим, напоминает о Боге, и говорит: «Дорогие потомки, пожалуйста, имейте в виду, не надо бунтовать и что-то там требовать от Верховной государственной власти. В России Верховная власть всегда от Бога и под Богом. А кто не согласен – будет наказан. В наше время наказывали и наводили порядок мы, а в ваше время, при необходимости, Бог поставит других, и они, так же как и мы в своё время, наведут необходимый для Бога порядок. Так что не создавайте сами себе (и другим) проблем. И помните – Бог рядом, всё видит, и все Его противники будут наказаны».

Советские памятники – это как висящий на стене отцовский ремень, видя который, в отсутствие родителей, дети, вспоминают об отцовых предупреждениях и исполняют их. И поэтому, у этих разумных детей − всё хорошо. Но это разумные дети, глядя на отцовский ремень, вспоминают его наказания и исполняют их. А вот у неразумных детей вид отцовского ремня вызывает не желание вспомнить и исполнить заповеданное отцом, а только лишь боль от заслуженного наказания. И поэтому они ненавидят уже один вид отцова ремня. И наиболее дурные из таких детей даже стараются, пока отца нет, спрятать куда-нибудь этот ремень или даже изрезать его на части. Таким же безрассудством одержимы и ненавидящие советские памятники, и желающие их куда-либо спрятать, видя в них только боль от наказания, и не видя в них вполне богоугодного смысла.

Некоторые считают, что репрессанты никакого противления, и уж тем более угрозы для Советской власти не представляли, и всё будто бы можно было решить уговорами и соглашениями. Но в жизни так не бывает. Любая глупость всегда и везде разумным доводам не внемлет, и без силового принуждения никакой разумный диалог с глупостью невозможен.

Что, власть должна уговаривать служителей Алтаря? Уговаривать чему? Поступать правильно? Но извините, отдавать кесарево кесареви, то есть, оказывать Верховной власти должное послушание – это заповедь Господня. А заповеди относятся к Учению. А за Учение у нас отвечают как раз таки служители Алтаря. Задача власти не учить Вере (это дело Алтаря), а создавать условия для совершения Алтарём своего делания. Так что власть Вере не учит – она управляет и мучит тех, кто противится Вере или искажает её. Если же власть видит, что Веру искажают сами учителя Веры, то Власть берёт «палку» и «вразумляет» исказителей, пока не поумнеют.

На тему репрессий, конечно же, ещё много чего можно и надо бы сказать. Но зная, что у желающих обвинять обвинения не закончатся, а всё разбирать можно, но читать устанешь. Поэтому подведём итог разговору о репрессиях. Речь идёт не о том, что репрессии это хорошо и правильно, а о том, что это печальное и неотъемлемое проявление греховности земной жизни. Это на Небе всё держится Любовию, а на Земле, если бы Бог не подавлял репрессиями наши безумства, то Вера Божия давно бы уже снова исчезла, как это было при Ное и Аврааме. Ведь для того Бог и создал государство народа Божия – как репрессивное средство для обуздания глупости и защиты Веры. И если нам не нравится наказание, то не надо совершать и преступление. А если совершили, то надо покаяться, и тогда никаких репрессий не понадобится. Так что всё законно, и даже – по Любви.

Монах Кириак (Тишков), публицист
 
https://ruskline.ru/news_rl/2023/03/11/nevyuchennyi_urok_ot_...

Картина дня

наверх