Дорогие товарищи!
Поздравляю Вас с Праздником Великой Октябрьской Социалистической революции!
Желаю счастья, здоровья и победоносной борьбы за гражданские права и свободы, социальную независимость и победы в этой нелёгкой борьбе!
А для того, чтобы одержать победу в нелёгкой классовой борьбе, предлагаю начать политическое и классовое просвещение, объединение в плане достижения общей для всех цели – освобождение Труда от гнёта и эксплуатации Капитала.
Будем вместе – непременно победим!
Суть, значение и векторы социального прогресса.
Начнём с понятий социум и прогресс. Используем диалектический и исторический материализм на основе классового подхода.
Социум и общество понятия, с одной стороны, синонимы, с другой стороны, социум более широкое и глубокое понятие по сравнению с обществом. И это понятно, если в понятие социум входит всё то, что отражает всю совокупность жизнедеятельности общества, то общество более узкое. Например, если взять царскую Россию, то оно в социальном плане имело высшее общество, а потому, как противоположность, низшее общество, представителей которых называли чернью. Следовательно, если есть два разных по социальному статусу обществ – господствующий и подневольный ему, классы, то это значит, что у каждого такого общества свои общественные, производственные и бытовые отношения, общественные порядки, а потому взаимоотношения между этими социально различными обществами.
Из этого следует, что если есть общества бесклассовые на основе социального равенства и справедливости, то им противостоят классово-антагонистические на основе социального неравенства и несправедливости, что и требует наличия государство и право. Ибо, наличие классово-антагонистическое социальное неравенство и несправедливость приводит к социальной напряжённости, конфликтам и классовой борьбе. При этом интересы противоборствующих классов противоположны, т. к. господствующий класс защищает свои привилегии и потребности удовлетворять за счёт за счёт угнетения и эксплуатации подневольных трудящихся, тогда как угнетённые и эксплуатируемые – за права и свободы человека и гражданина, за освобождение от гнёта и эксплуатации. Поэтому в классово-антагонистических обществах право – воля господствующего класса, возведённая в закон, а государство – машина подавления одного класса другим. Именно это – государство на основе права, позволяет господствующему классу поддерживать общественный порядок в своих интересах. Примером этому могут служить мероприятия по поддержанию общественного порядка при демонстрациях «жёлтых жилетов» и т. д. А т. к. мировой кризис приводит к росту социальной напряжённости, конфликтам и классовой борьбе, то это однозначно станет наглядным показом сути буржуазной демократии. А это позволяет понять суть и значение общественных производственных и бытовых отношений, общественный порядок и т. д. обществ с разными социальными строями. И если имеем буржуазное общество на основе буржуазной демократии – капитализм, то ему противостоит бесклассовое социально равноправное и справедливое общество – коммунизм. При этом переход от капитализма к коммунизму представляет собой переходный общественный строй, называемый социализм. Поэтому разберёмся, что представляет собой суть и значение каждой из этих общественно-экономических формаций, а на этой основе суть, значение и вектор социального прогресса.
Капитализм есть классово-антагонистическое общество, разделённое на два основных класса – буржуазию, владеющей основными средствами производства, властью и т. д., и пролетариат – лишённый средств производства, а потому и возможности производить всё для удовлетворения своих потребностей. Есть в буржуазном обществе и другие неосновные классы и прослойки – крестьянство, интеллигенция, бюрократия, люмпен-пролетариат и т. д. И если главным экономическим законом, к потому и стимулом является получение максимальной прибыли посредством эксплуатации наёмного труда при равенстве перед законом рынка – равенства продавца и покупателя при сделке, то это и приводит к войне всех против всех за право получения максимальной прибыли при имеющихся возможностях. А т. к. буржуазия – господствующий класс, обладающий властью и т. д., то она принимает нужную для себя законы и формирует государство в своих интересах, что и позволяет ей поддерживать общественный порядок в своих интересах. При этом, буржуазия, поддерживая общественный порядок в своих интересах, используя для этого государство и право, ограничивает гражданские права и свободы подневольных классов на выражение и защиту их от покушений со стороны господствующего класса. И если во времена стабильности буржуазия поддерживает общественный порядок посредством некоторого перераспределения получаемой прибыли в интересах подневольных масс, то во времена кризисов применяет силу – силу государства и право. Это показывает ограниченность, средства и методы буржуазной демократии. Т. е. демократия для имущих средства производства и т. д. в частной собственности, тогда как для не имеющих – классовое насилие посредством государства и права для примирения их со своим подневольным положением. Это значит, что если капитализм – наёмное рабство, предтечей которого были феодализм и рабство, то понятны и политические мотивы как господствующего класса, так и класса подневольного, но история показывает, что если на смену рабству пришёл феодализм, а феодализму – капитализм, то вполне естественна смена капитализма коммунизмом. Правда, на примере уничтожения СССР и социализма в странах Восточной Европы кто-то может сказать, что коммунизм – утопия, что эти уничтожение и доказывает. На деле всё гораздо сложнее.
Коммунизм есть бесклассовое социально равноправное и справедливое общества, критериями которого являются как естественное половозрастное социальное деление, так и коммунистический способ общественного производства. Естественное половозрастное социальное деление исходит из того, что общество делится по полу на женскую и мужскую части, а по возрасту – на подрастающее – дети, трудоспособное – трудящиеся, и нетрудоспособное – престарелые и т. д. Коммунистический способ производства исходит из того, что если производство совокупного общественного продукта – СОП лежит в основном на трудоспособном поколении, которому посильно помогают подрастающее поколение в процессе обучения и нетрудоспособное по мере сил, то он – СОП, поступает в фонды общественного потребления, из которых распределяется в следующем порядке. Первыми получают дети, вторыми – нетрудоспособные, третьими – трудоспособные, четвёртыми – низшее звено общественного руководства, пятыми – среднее и шестыми – высшее. В этом случае нет причин для социального неравенства и несправедливости, ибо дети со временем становятся трудоспособными и меняют трудоспособных, ставших по возрасту нетрудоспособными. Коммунистический способ производства, где СОП производится в основном трудоспособными, а распределяется так, что первыми получают дети и т. д., исходит из того, что дефицит для детей приводит к негативным последствиям, а т. к. общество заинтересовано в получении полноценных и творческих трудящихся, то оно и обеспечивает потребности детей в первую очередь. Престарелые получают вторыми потому, что они в трудоспособный период производили всё и обеспечивали общественное бытие. Руководство получает в таком порядке потому, что в этом случае оно на собственном уровне удовлетворения потребностей получает объективную оценку своей деятельности. С другой стороны, в руководство не пойдут люди неавторитетные и некомпетентные, ибо при ошибках и т. д. на себе это почувствуют в первую очередь. В этом и заключается как социальное равенство, так и справедливость коммунистического способа производства. А понятие свобода получает полное раскрытие: полное обеспечение прав и свобод для всестороннего и гармоничного личностного развития в подрастающий период; свободный и творческий труд на основе своих знаний и опыта, интересов и потребностей, способностей и умений по производству и распределению СОП в интересах общества в целом; забота и попечение на старости лет при посильном участии в общественной жизни. При этом видим, что тут нет привычного для классово-антагонистических формаций социального деления на господствующий и подневольный классы, сословия и т. д., общественного разделения и закрепления труда и т. д. Поэтому тут руководство обществом осуществляется на основе самоуправления.
Понятно, что переход от капитализма к коммунизму требует определённого временного периода, который В. И. Ленин определил в два-три поколения, т. е. 40-60 лет, в течении которого происходит полная замена капиталистического способа производства на коммунистический. Этот исторический период и получил название социализм – первая фаза или переход от капитализма к коммунизму. Тут надо исходить из того, что если при капитализме рыночная экономика на основе частной формы собственности на средства производства и т. д., развитые товаро-денежные отношения и рыночного механизма спроса и предложения, а также разделения общественного труда на умственный и физический, город и деревню и т. д. И если основой капиталистического способ производства является получение прибыли посредством эксплуатации наёмного труда, а коммунистического – получение всесторонне и гармонично развитой Личности, свободного и творческого Труженика, а потому – полноправного и полноценного Гражданина к моменту социальной зрелости в ходе подрастающего периода для того, чтобы происходила естественная смена поколений на благо общества и его членов. А это значит, что в течении первой фазы необходимо перейти от рыночной экономики к плановой, заменив частную форму собственности на общественную, товаро-денежные отношения на полный учёт и контроль как потребностей, так и производительных сил, ресурсов и т. д.; коммунистическое распределение из ФОП в соответствии с потребностями. Но если этот переход теоретически относительно прост, то, как показала практика, сложен, неоднозначен и противоречив. Поэтому после Великой Октябрьской Социалистической революции, установление Советской власти и государства диктатуры пролетариата, победе в гражданской войне и против иностранных интервентов и бандитского элемента, что потребовало установления «военного коммунизма», партии большевиков во главе с В. И. Лениным пришлось отступить и перейти к нэпу. И если бы при В. И. Ленине это отступление действительно привело бы к перегруппировке сил, очищению партии и государства от неустойчивых, своекорыстных и даже врагов, что привело бы к более успешному движению по пути технологического и социального прогресса, то после его скоропостижной смерти началась борьба за власть, что привело известным репрессиям, остановке социального прогресса, а потому контрреволюционному либеральному перевороту и возврат в капитализм в дикой форме. А это говорит о том, что социальный прогресс может сменить вектор и перейти на путь социального регресса. Поэтому, если говорить о векторе социального прогресса, который может смениться регрессом, то он показывает направление социального развития на основе множества факторов, которые необходимо учитывать в ходе социалистического строительства. А это говорит о том, что социализм, как фаза перехода от классово-антагонистического к бесклассовому социально равноправному и справедливому коммунистическому обществу имеет определённые сложности и требует учёта многих факторов.
***
Социализм – фаза перехода от капитализма к коммунизму.
Капиталистический способ производства основан на рыночной экономике – частная форма собственности на средства производства и т. д., развитые товаро-денежные отношения и рыночный механизм спроса и предложения; на разделении и закреплении общественного труда за социально неравноправными социальными субъектами, что приводит к формированию крофкретинов – частичных людей по К. Марксу; производстве и распределении СОП подневольными тружениками в интересах господствующего класса на основе классового насилия, что в совокупности отражает как социальное неравенство, так и господство одного класса над другим с использованием классового насилия. Коммунистический способ общественного производства, основанный на плановой экономике и т. д., противоположен ему, потому в ходе социалистического строительства должна произойти смена рыночной экономики на плановую, упразднение разделения труда и переход на всестороннее и гармоничное личностное развитие с тем, чтобы с переходом в трудоспособный период каждый мог свободно и творчески трудиться на благо общества в любой сфере практической деятельности на благо себе и обществу. По мере социального прогресса упразднить товаро-денежный обмен на удовлетворение потребностей их ФОП, а в сфере общественного управления – к самоуправлению. При этом добавим, что социальный прогресс определяется и обеспечивается технологическим прогрессом на основе закона соответствия производительных сил производственным отношениям. Т. е. если развитие производительных сил и повышение производительности труда обеспечивается технологическим прогрессом на основе достижений науки и техники, то социальный прогресс – на основе повышения производительности труда, а потому – снижением рабочего времени и повышения свободного времени, которое и позволяет определять и обеспечивать социальный прогресс на основе технологического прогресса. Это говорит о диалектической связи и взаимодействии развития науки и техники, а на основе их достижений – технологического и социального прогресса.
Социализм.
Социализм – фаза перехода от капитализма к коммунизму. Переход – движение. Поэтому, если имеем начальный пункт движения – капитализм, то конечным пунктом будет коммунизм. При этом, благодаря накопленным знаниям и опыту социального развития социализма в СССР и социалистических странах, его стагнации, деградации и гибели, можем разложить это движение от капитализма к коммунизму на этапы, которые исходят из объективных и теоретических посылок.
Т. к. после Великой Октябрьской Социалистической революции, установления Советской власти и диктатуры пролетариата был введён «военный коммунизм», использующий как капиталистический способ общественного производства, так и авторитарно-бюрократические формы общественного управления. Т. к. после победы в гражданской войне и против иностранных интервентов и бандитизма, вследствие разрухи экономики, экономической блокады и т. д. партия большевиков под руководством В. И. Ленина была вынуждена отступить и перейти к нэпу, то это породило следующее.
После Великой Октябрьской Социалистической революции де-юре были отменены все старые социальные статусы, привилегии и т. д., а потому все получили общий для всех социальный статус – гражданин. Следовательно, это привело к уничтожению социального неравенства, и все стали полноправными гражданами и трудящимися, своим трудом, поднимавшим экономику и повышавших благосостояние страны и общества. Но т. к. члены общества были воспитаны в прошлую досоциалистическую эпоху, то они, наряду с естественным половозрастным делением, делились и по уровню образования, и общей культуры, и профессиям и т. д. А т. к. цари считали, что пьяным и тёмным управлять лучше, то они и проводили политику, при которой основная масса трудящихся была либо неграмотной, либо довольно низкий уровень образования. Следствием этого, а также тяжёлого экономического положения – разруха народного хозяйства, В. И. Ленин выразился так – пошли на поклон к бюрократии, что, как оказалось впоследствии и было охарактеризовано им как главная ошибка большевиков. Ибо, уточнил В. И. Ленин, не поверили в силы народа и пошли на поклон и специалистам старой эпохи, которые сознательно, а большинство бессознательно, работали против нас – трудового народа. И это понятно, если основная масса трудящихся была неграмотной, занимаясь производством СОП, используя простейшие технологии, то господствующий класс – высшее общество, называло их чернью, а потому и относилось соответственно. И если при «военном коммунизме» все имели равное социальное положение и статус – гражданин, то буржуазия, священники и т. д. рассматривались как классовый враг. Такое однозначное классовое отношение помогло победить всех внешних и внутренних врагов в годы гражданской войны. Но, как отметил В. И. Ленин, спецы, доставшиеся от прошлой эпохи, сознательно и бессознательно работали против Советской власти, социализма и трудового народа. Именно против них, работавших против Советской власти и трудящихся, Советская власть и вынуждена была сформировать государство диктатуры пролетариата, включая ВЧК и другие органы охраны правопорядка и защиты трудящихся от классовых врагов. Поэтому при «военном коммунизме» к классовому врагу относились как к врагу, а тот, используя знания и опыт, пропаганду и насилие, имея авторитет и т. д., поднимал восстания, которые приходилось подавлять, используя армейские части. А после перехода от «военного коммунизма» к нэпу буржуазия и т. д. получили не только гражданские права и свободы, но и определённые привилегии. Поэтому введение свободной торговли, частной собственности на средства производства и т. д., послужило основанием не только для подъёма народного хозяйства, но и для личного обогащения. Это послужило тому, что если при «военном коммунизме» все имели социальный статус гражданин и трудились, строя новое бесклассовое социально равноправное и справедливое общество, то при нэпе появилась прослойка из буржуазного элемента, получившая определённые гражданские права и свободы. Это говорит о том, что если до нэпа советское общество было в социальном плане относительно однородно, то переход к нэпу привёл к появлению нового социального слоя, получившего права и свободы использовать частную форму собственности на средства производства, свободную торговлю и использование наёмного труда.
Но наряду с буржуазным элементом, получившим права и свободы использовать капиталистический способ производства, был были и другие, доставшие от прошлой эпохи. Это были и дворяне, и буржуазия, и священники, и интеллигенция, и люмпен-пролетариат, которые, оставшись в стране, старались не только приспособиться к новым условиям, но и получить те или иные привилегии и т. д. А т. к. власть была Советской, а государство диктатуры пролетариата, то получение привилегий и т. д. возможно было только через государственные органы. Поэтому, если власть Советская, а государство диктатуры пролетариата, то вряд ли можно было получить привилегии, которые в той или иной мере восстанавливали наёмный труд, а потому возможность эксплуатации человека человеком. Но это при «военном коммунизме», а вот при нэпе это стало возможным, т. к. восстановление народного хозяйства из разрухи требовал знаний и опыта управленческого и технологического характера. А т. к. бывшие, утратив власть, привилегии и т. д. саботировали потребности страны и власти, то это и заставило ввести нэп для того, чтобы, используя частный интерес, заставить буржуазный элемент включиться в созидательный труд на благо общества. С другой стороны, В. И. Ленин, вернувшись после длительной болезни к исполнению своих обязанностей, был поражён ростом бюрократизма, а потому выразился так: если наших тут, наверху, тысячи, может десятки тысяч, то там внизу – сотни тысяч, доставшихся от прошлой эпохи, которые сознательно, а большинство бессознательно, работают против нас. Поэтому, продолжал, если что нас и погубит, то бюрократия, а потому требовал бороться против неё как против классового врага. И если в своих последних работах он наметил средства и методы борьбы с бюрократизмом, то скоропостижная смерть не позволила довести дело до победы. Поэтому в ходе борьбы за власть победу одержала бюрократия во главе со Сталиным, которая остановила построение социализма на ступени государственного капитализма. И если В. И. Ленин говорил, что между госкапитализмом и социализмом нет промежуточных ступеней, то именно остановка, с одной стороны, не позволила подняться на эту ступень, с другой стороны, загнивание и разложение авторитарно-бюрократической репрессивно-карательной системы привело к отторжению трудящихся от власти, а потому – неприятию её как Советскую в интересах трудящихся. Это и привело к контрреволюционному перевороту и возврату в дикий капитализм, что показывает об изменении вектора социального прогресса.
Форма и содержание социализма.
Социализм, как фаза перехода, должен иметь диалектическое соединение как капиталистического способа производства, ибо начало движения – капитализм, так и коммунистического – конечный пункт движения коммунизм. И если «военный коммунизм» вследствие сложнейших проблем требовал перехода к нэпу, то это говорит о том, что введённые положения коммунистического способа производства оказались преждевременными, что послужило основанием для увеличения объёма допущений капиталистического способа производства при снижении – коммунистического. В этом и заключался смысл введения нэпа.
При капитализме общество делится на два основных антагонистических класса – буржуазию и пролетариат, а также на ряд неосновных: крестьянство, делящий на крестьян-тружеников и мелкобуржуазный элемент; интеллигенцию, которая тоже делится на трудовую и мелкобуржуазную, бюрократия и т. д., включая деклассированный и криминальный элемент – люмпен-пролетариат. Каждый социальный субъект имел социальный статус с соответствующим объёмом прав и свобод, уровнем образования и общей культуры, профессии в соответствии с разделением общественного труда, доходом и т. д. Но Великая Октябрьская социалистическая революция всё это упразднила и сделала всех социально равноправными, предоставив возможность трудиться на общее благо в соответствии со своими знаниями и опытом, возможностями и т. д. Но если для трудового народа это было благо, т. к. освобождало их от гнёта и эксплуатации, то для представителей высшего общества, утратившего свои привилегии, доходы и т. д. это оказалось бедствием. Это бедствие усугубили экономическая разруха, иностранная блокада и, по выражению В. И. Ленина, сознательная и бессознательная работа спецов, доставшихся от прошлой эпохи, против Советской власти, социализма и трудящихся. А это и показывает, что если де-юре все стали социально равноправными, то де-факто, в соответствии с менталитетом, этого не произошло. И именно это стало причиной того, что вместо сознательного участия в совокупном общественно-полезном труде по восстановлению народного хозяйства и повышения благосостояния страны и народа, часть несогласных стала использовать любые возможности, средства и методы для возврата старого посредством борьбы против всего нового. Именно они и использовали пропаганду в неграмотной среде всё для того, чтобы их развратить и поднять против Советской власти. Эта враждебная для трудового народа работа и привела к восстаниям и т. д. Это и потребовало от Советской власти формировать органы защиты страны и народа как от внешних, так и от внутренних врагов. И если, потерпев поражение в открытой борьбе против Советской власти и трудового народа, часть сбежала за границу, то оставшиеся притихли и стали приспосабливаться. И именно они и продолжили классовую борьбу против Советской власти и трудящихся, исходя из обстановки. Именно они и заставили партию большевиков во главе с В. И. Лениным перейти к нэпу.
***
Переход к нэпу исходил из того, что социум не был однороден, ибо, как показывал В. И. Ленин в известной работе на тот момент в стране насчитывалось пять существовавших в стране общественно-экономических укладов (патриархальное крестьянское хозяйство, мелкотоварное производство, частнохозяйственный капитализм, государственный капитализм и социализм), В. И. Ленин. Рассмотрим их.
- Патриархальное крестьянское хозяйство представляет собой сельскохозяйственное производство средств существования при использовании имеющихся средств производства, ресурсов и рабочей силы. В основном это был хозяин семейства и его старшие дети, использовавшие надел земли и, если были, лошади, плуги и т. д., т. е. мускульную силу семьи и животных. Понятно, что такой способ производства позволял семье производить только то и столько, что обеспечивало её существование.
- Мелкотоварное производство города и деревни при наличии средств производства, ресурсов и рабочей силы при более высоких по сравнению с крестьянским хозяйством технологий, производит товары и на продажу, но это производство обеспечивает бытие только своего владельцы, поэтому большого влияния на экономику страны оно не оказывало.
- Частнохозяйственный капитализм представляет собой производственное предприятие, владелец которого обладает относительно крупным капиталом, средствами производства, ресурсами, рабочей силой и т. д., позволяющими производить и поставлять на рынки продукцию в значительных количествах, оказывая на экономику страны значительное влияние.
- Государственный капитализм представляет индивидуальное или коллективное концессионное использование предприятий страны частным капиталом под полным контролем государства. При этом концессионный договор позволяет государству не только получать доходы в том или ином виде, но и контролировать все производственные и т. д. процессы на предприятии, защищая тружеников от капиталистической жажды, обеспечивая нормальные условия труда, технику безопасности и т. д.
- Социализм предполагает национализированное предприятие, которым управляют члены его коллектива в государственных интересах, получая доход, обеспечивающий нормальный уровень потребления.
Хозяйственные уклады призваны обеспечивать экономическое бытие своих социальных субъектов, позволяя производить объём продуктов/товаров, необходимых для обеспечения бытия субъекта. И если говорит о стране в целом, то для того, чтобы в условиях социального равенства обеспечивать номинальное удовлетворение всех индивидуальных и общественных потребностей, необходимо производить достаточный для этого СОП и распределять его всем потребителям. Но мировая война, приведшая к Февральской и Октябрьской революциям, а затем гражданская война и иностранная интервенция привели к разрухе народного хозяйства и, как следствие, снижению объёмов производства СОП и возможностями его рационального распределения. Поэтому перед Советской властью встала задача использовать имеющиеся ресурсы и возможности для восстановления экономики, производства и распределения СОП с использованием всех имеющихся хозяйственных укладов. И если патриархальное крестьянское хозяйство производила продукты, включая и произведённые на обмен, для удовлетворения только личных потребностей, то и это было уже хорошо. С другой стороны, уже в годы мировой войны перед царским правительством встали проблемы обеспечения потребностей армии и населения промышленными и сельскохозяйственными продуктами, что потребовало организации государственного контроля и т. д., вплоть до введения хлебной монополии. При временном правительстве все эти проблемы усугубились и дело дошло до хлебной монополии. Поэтому большевики, с одной стороны, использовали созданные и доставшие им государственные институты, с другой – были вынуждены идти, как выразился В. И. Ленин, на поклон к бюрократии для обеспечения функционирования государственных институтов. Теперь обратимся к хозяйственным укладам.
Советской власти досталась страна, ведущая мировую войну, интересы который были чужды и непонятным трудовому народу, получавшего от неё только смерти, горе и слёзы. Поэтому Советское Правительство и повело политику на её прекращение на международном уровне и в интересах всех стран, участвующих в этой войне. При этом экономическое положение было тяжёлым, ибо война привела к полному расстройству народного хозяйства. Но на смену мировой войны пришла война гражданская, в которой на стороне классового врага трудового народа приняли участие как бывшие союзники – Англия, США, Франция, так и другие, что ещё больше усугубило экономическое положение. Поэтому Советская власть принимала огромные усилия для того, чтобы наладить имеющиеся на тот момент хозяйственные уклады для производства и распределения СОП. Поэтому в сельском хозяйстве старались дать свободу для быстрого и производства необходимых стране сельхозпродукции. И если после Февральской революции восставшие крестьяне грабили и уничтожали помещичьи усадьбы, то Советская власть стремилась их сохранить и направить на службу трудовому народу. Поэтому на их основе старались создавать крестьянские кооперативы для производства товарной продукции. То же относилось и к промышленным предприятиям, которые, если хозяева и руководство оставались, то предлагали или требовали, чтобы предприятие продолжало работать, выпуская необходимую продукцию. При этом по поводу оплаты труда приходили к консенсусу. Те же предприятия, хозяева которых либо бежали, либо саботировали, национализировались, а для руководства ими подбирались необходимые кадры. Это исходило из того, что руководство Советской власти понимало, что без производства СОП и его распределения по справедливости наступит коллапс, а потому проблемы экономики ставили на первое место. Именно поэтому и пошли на поклон к бюрократии, что впоследствии В. И. Ленин признал, как главную ошибку большевиков. Иное было у врагов Советской власти, которые хотели наоборот посредством развала экономики задушить новый режим голодом. Именно это и послужило основанием известному выражению: политика – концентрированное выражение экономики.
Политика – концентрированное выражение экономики.
При разных формациях экономика – основа производства и распределения СОП является базисом социума. А вот политика при разных общественно-экономических формациях разная. Разная потому, что социум при разных формациях представлен разными социальными субъектами, между которыми складываются разные общественные, производственные и бытовые отношения как по производству СОП, так и его распределению для удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей. И если общественное производство представлено двумя сферами – производство людей и производство вещей, то и отношения исходят из общественных мировоззрения и идеологии, культуры и религии, базисом которых являются общечеловеческие морально-нравственные ценности. Поэтому базисом духовной жизни общества, его общественного сознания является мораль, а надстройкой – право. А т. к. общество представлено совокупностью разных по полу и возрасту членов, которые представлены материально, а потому для своего существования требуют материальной пищи и т. д., то материальным базисом являются потребности, а надстройкой способ общественного производства всего необходимого для полного удовлетворения всех общественных и материальных потребностей. Поэтому за производство и распределение СОП отвечает экономика, а за объём и степень удовлетворения потребностей отвечает политика. И если основой сферы производства являются технологические процессы – производство орудий труда, добыча ресурсов, производство продуктов и доставка потребителю, то в сфере производства людей – педагогические программы развитие и становление членов общества как всесторонне и гармонично развитых Личностей, свободных и творческих Тружеников, а потому – полноправных и полноценных Гражданин. Но это – в бесклассовом социально равноправном и справедливом обществе, общественные производственные и бытовые отношения которого на основе морали и права, и стали основанием для становления и развития вида Homo sapiens - ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ. И только разложение этого коммунистического общества по причине некой глобальной катастрофы и стали причиной перехода к классово-антагонистическим общественно-экономическим формациям. И если первой было рабство, перешедшее в феодализм, а тот – в капитализм, то это говорит о том, что капитализм, по отношению к рабству и феодализму есть высшая и последняя формация на основе классового насилия. А это значит, что для перехода от капитализма к коммунизму и необходим социализм. Поэтому Великая Октябрьская социалистическая революция является объективным основанием для социального переворота – господствующим классом наконец становятся сами трудящиеся, которые и своим трудом должны обеспечить построение нового социалистического общества с переходом к коммунизму.
Из этого следует, что если общественное производство делится на две сферы – сферу производства людей и сферу производства вещей, то это значит, подчеркнём – в бесклассовом социально равноправном и справедливом обществе, целью общественного производства является производство людей как Личностей, Тружеников и Граждан, а средством – производство вещей во всём необходимом объёме.
Отступление по поводу сути и значения общественных производственных и бытовых отношений.
Общество представлено совокупностью разных по полу и возрасту членов. А т. к. они – члены общества, делятся по полу и возрасту – женская и мужская части, подрастающее, трудоспособное и нетрудоспособное поколения, то это говорит о том, что не все члены общества равны по половозрастному критерию, а потому общественные, производственные и бытовые отношения должны это учитывать. Например, младенец и трудоспособный – первый не способен существовать без заботы со стороны старших, тогда как трудоспособный при обеспечении средствами труда и т. д., способен производить всё для удовлетворения своих потребностей. Это и должны учитывать общественные, производственные и бытовые отношения.
1. Общественные отношения – отношения, складывающие между членами общества и направлены на номинальное обеспечение общественного бытия общества с разными по половозрастному критерию членами общества. И если общество делится на подрастающее, трудоспособное и нетрудоспособное поколения, то общественное руководство должно распределить членов общества по социальному статусу – дети, труженики, престарелые, а также по их квалификации и т. д. – трудящиеся, а затем, объединив в трудовые коллективы, приобщить их к решению главной общественной задаче – продолжение рода при поступательном движении по пути прогресса, что в максимальной степени позволяет производить всё необходимое для полного удовлетворения всех общественных и лично-индивидуальных интересов и потребностей, создания комфортных условий и т. д. А т. к. дети должны стать тружениками и полноценно заменить старшее поколение, то в подрастающий период, получая всё необходимое из ФОП, должны усваивать необходимые знания и опыт, развивать и возвышать потребности, способности и умения в соответствии с полом и возрастом. Поэтому в ходе подрастающего период в ходе педагогического процесса дети должны получать всё необходимое в полном объёме и приобщаться к общественно полезному труду сначала в форме гигиены и помощи взрослым по наведению порядка и т. д. Т. к. производство людей и производство вещей требуют соответствующих сфер и областей производства, для производства людей – роддома, дошкольные, школьные и т. д. заведения, для производства вещей – фабрики, заводы и т. д., то это ставит перед общественным руководством их становление, развитие и функционирование. А т. к. все члены социально равноправны, то каждый должен в соответствии с полом и возрастом получать всё необходимое и участвовать в общественно полезном созидательном труде. Поэтому основой общественного производства является плановая экономика, что требует развития и соответствующей экономической сферы. Поэтому общественные отношения охватывают все отношения между членами общества как между собой, так и между коллективами и т. д., которые своим трудом рационально участвуют в решении основной общественной задачи – поступательное движение по пути прогресса для обеспечения относительного общественного бессмертия.
2. Производственные отношения складываются между членами общества в процессе производства. А т. к. общественное производство делится на производство людей и производство вещей, то и отношения складываются различные. В сфере производства людей – вынашивание плода, рождение и опосредующее развитие в дошкольных, школьных и т. д. заведения отношения складываются между людьми разные, с одной стороны, беременная, роженица, младенец, ребёнок, дошкольник, школьник и т. д., с другой – медперсонал, воспитатель, учитель и т. д., где каждый в соответствии со статусом выполняет важные для общества задача по производству людей. При этом и младенец, и ребёнок и т. д. также участвует в этом важном для общества процессе под руководством взрослых соответствующего статуса и профессии. Поэтому отношения в сфере производства людей складываются субъект-субъектными, базисом которых является мораль, на основе которой строятся педагогические программы.
Производственные отношения в сфере производства вещей отношения складываются по иным критериям, которые диктуются технологическими процессами. Поэтому основой производственных отношений в сфере производства вещей диктуются технологиями, технологической дисциплиной и т. д. При этом производство вещей требует разнообразных производственных коллективов с разными профессиями, средствами производства, технологиями и т. д. Поэтому и отношения строятся по соответствующим критериям. При этом, если общество социально равноправно и справедливо, а экономика плановая, то и производственные отношения строятся на отношениях, отличных от производственных отношений в классово-антагонистических обществах. Ибо в бесклассовом социально равноправном и справедливом обществе при плановой экономике и общественной форме собственности все члены общества являются полноправными собственниками средств производства и т. д., тогда как их распределение и использование трудовыми коллективами исходит из технологической целесообразности. Тогда как в классово-антагонистическом обществе при частной форме собственности средства производства и т. д., а при рабстве даже сам труженик-раб, являются частной собственностью владельца, которые ими распоряжается и использует. Поэтому тут производственные отношения складываются на уровне экономической зависимости: имущий-неимущий. А это отношения рыночной экономики, где обладатель средств производства, ресурсов и товаров получает приоритет над неимущим ни средств производства, ни ресурсов, ни товаров. И если говорить о капитализме, то это – буржуй и пролетарий. Таким образом, если при коммунизме производственные отношения между членами общества складываются в русле технологических процессов, технологической дисциплины и возможностей трудящихся, что позволяет обеспечивать рациональное производство по принципу – максимальный результат при минимальных издержках как материальных, так и людских, при этом, используя достижения науки и техники, поступательно идти по пути прогресса как социального, так и технологического. А т. к. общество социально равноправно и справедливо, то трудоспособные члены общества при посильной помощи подрастающего поколения в ходе производственной практики, и нетрудоспособного поколения производят СОП, поступающий в ФОП, откуда поступает на бесплатной основе на удовлетворение всех членов общества от самого малого до самого старого.
Если говорить о капитализме, то производственные отношения строятся на материальной зависимости неимущего от имущего, т. е. пролетария от буржуя, которая в условиях рыночной экономики заставляет пролетария на рынке рабочей силы продавать свою рабсилу с тем, чтобы, работая на буржуя, не только своим трудом возмещать полученную зарплату – цену рабсилы, но и создавать для буржуя прибыль – результат неоплаченного им труда. Таким образом при капитализме буржуй, используя рыночную экономику на основе права и государства, принуждает пролетария продавать на рынке рабсилы не только свою рабочую силу за оговорённое рабочее время и оговорённую цену, но и часть свободного времени, которое буржуй использует для получения прибыли. И если буржуи в ходе конкурентной борьбы между собой используют достижения науки и техники, что способствует технологическому прогрессу, то это ведёт к социальному регрессу. Это объясняется тем, что технологический прогресс приводит к росту производительности труда и, как следствие, к высвобождению рабсилы, которую буржуй выбрасывает за ворота на рынок труда. Увеличение предложения рабсилы на рынке труда ведёт к конкуренции между пролетариями и, как следствие, снижению цены на рабсилу. Это ведёт к росту богатств на одном полюсе – буржуазия, и нищеты на другом полюсе – пролетариат. Это показывает, что производственные отношения при коммунизме – социально равноправном и справедливом обществе, прямо противоположны производственным отношениям при капитализме – классово-антагонистическому обществу.
3. Бытовые отношения при коммунизме и капитализме тоже различны вследствие разности как общественных, так и производственных отношений. Ибо, если при коммунизме все члены социально равноправны, то имеют равные права на удовлетворение своих интересов и потребностей в быту. И если в быту человек удовлетворяет свои витальные потребности – отдых, питание, сон, гигиена и т. д., то удовлетворение потребностей происходит бесплатно из ФОП. При этом уровень бытового комфорта определяется как медико-физиологическими, санитарно-гигиеническими и эргономическими нормами – социальный прогресс, так и уровнем технологического прогресса.
При капитализме бытовые отношения господствующего класса и класса подневольно тоже резко противоположны, что исходит из различия уровней покупательской способности господствующего и подневольного классов. Поэтому, если представители господствующего класса имеют возможность, как говорят, жить в хоромах и потреблять пищу, одежду и т. д. высшего качества, то представители подневольного класса вынуждены прозябать в довольно непрезентабельных условиях. И это понятно, богатый имеет возможность оплачивать всё для удовлетворения своих потребностей, прихотей и т. д., тогда как бедный ограничен в удовлетворении своих потребностей, исходя из своих доходов. Поэтому бытовые отношения, как и бытовые условия различны не только в отношениях между коммунизмом и капитализмом, но и между социальными субъектами капиталистического общества.
Как видим, истинный марксизм-ленинизм при классовом подходе способен дать полный и объективный ответ на любые социальные вопросы. И это понятно, марксизм – научно обоснованное учение о социуме. И если использовать один из научных методов, входящий составной частью в диалектику, аксиоматический способ, то придём к следующему.
Основа социума – человек. Человек – материален. Поэтому его бытие определяется и обеспечивается естественными законами природы. Сам человек появляется на свет посредством родов, что делит его жизнь на до и после рождения. Поэтому до рождения он проходит все этапы биологической эволюции в чреве матери в соответствии с генетической информацией. После рождения он, чтобы стать представителем вида Homo sapiens - ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ, должен пройти все этапы социального становления и развития на основе накопленной обществом информации. И только, усвоив максимум возможной информации в виде знаний и опыта, сформировав и возвысив свои потребности, развив и усовершенствовав свои способности и умения их рационального практического применения, он становится истинным представителем вида Homo sapiens - ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ. А это говорит о том, что в течении своей жизни человек развивается, проходя через разные этапы своего становления, развития и совершенствования, что и отражает диалектический ход как развития, так и бытия истинно разумного человека. И если это – аксиома, то она и доказывает истинность марксизма как объективного диалектико-материалистического учения. Думается, этого достаточно для продолжения.
***
Изложенное выше позволяет продолжить рассмотрение проблемы, отражённой в названии.
Суть социального прогресса имеет двоякое значение: как особенное – человек, так и общее – социум. Поэтому социальный прогресс человека отличается от социального прогресса социума, но они взаимосвязаны потому, что человек вне общества не может стать Homo sapiens - ЧЕЛОВЕКОМ РАЗУМНЫМ, как и не может быть общества без человека и, соответственно, без людей. Поэтому, как человек в своём развитии проходит через многие социальные этапы в течении жизни, так и социум с момента появления проходит множество исторических этапов. Поэтому, если появление, становление и развитие социума шло на основе естественных законов, что и привело к появлению, становлению и развитию вида Homo sapiens - ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ, подобно зачатию и развитию человека в чреве матери, то переход к классово-антагонистическим формациях произошёл при неких катастрофических событиях, которые потребовали перехода к иным общественным, производственным и бытовым отношениям во имя выживания и приспособления к новым условиям. Поэтому такой переход хоть и имел объективные и естественные основания, но сохранение сложившихся общественных, производственных и бытовых отношений, позволивших выжить и развиваться, является субъективным, что потребовало перехода от диалектико-материалистического духовно-идеологического обоснования, к субъективно-религиозному.
Различие диалектико-материалистического духовно-идеологического обоснования от субъективно-религиозного в том, что первое отражает накопленные знания и опыт становления и развитие социума на основе естественных законов, тогда как религиозно-догматическое обосновывает общественное бытие в интересах господствующей элиты. Т. е. интересы и потребности общества при коммунизме определяют и обеспечивают формирование и функционирование общественных производственных и бытовых отношений, опираясь на естественные законы становления и развития социума, приведшего к появлению и развитию вида Homo sapiens - ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ. А интересы и потребности господствующей элиты при классово-антагонистических формациях формируют общественные, производственные и бытовые отношения, исходя из интересов господствующего класса, подводя под это религиозно-догматическое обоснование.
Термин религия переводится с латыни как совестливое отношение к кому-либо или к чему-либо, т. е. к живой и неживой природе, к человеку и обществу. А совесть – категория представителя вида Homo sapiens - ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ. И это понятно: если ни один биологический организм не способен жить на отходах своей жизнедеятельности, то человек и подавно. Именно это и становится основой морали, ставшей базисом становления и развития общественных производственных и бытовых отношений, способствовавших появлению, развитию и совершенствованию как вида Homo sapiens - ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ, так и социума. Поэтому именно религия стала основой становления и развития духовной сферы индивидуального и общественного сознания. Именно религия и стала основанием становления и развития общепринятого понятия любви к детям и членам общества, природе и братьям нашим меньшим на основе совестливости. При этом видим, что основанием религии является материальный мир, развивающийся на основе диалектики, а потому основанием религии является материалистическая диалектика. Именно это и позволило человеку стать разумным в материальном мире, развивающимся на основе законов диалектики. Именно это и стало основанием и содержанием общественного сознания, которое определяет и обеспечивает становление и развитие последующего потомства.
Следовательно, цель и задачи представителей вида Homo sapiens - ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ – обеспечение относительного бессмертия общества при создании комфортных условий при поступательном движении по пути прогресса. Поэтому и векторы социального развития определяются направлениями технологического и социального прогрессов. И если цель социального прогресса человек как всесторонне и гармонично развитая личность, то средством для этого является производство вещей, определяемое и обеспечиваемое развитием науки и техники, созданием технологий и разумное внедрение их в общественную практику.
***
В классово-антагонистических обществах видим иное. Здесь элита господствующего класса определяет духовную жизнь общества и его материальное бытие. А т. к. бытие в материальном мире определяется и обеспечивается материальными условиями, то элита господствующего класса использует для обоснования своего появления и привилегированного положения на основе выхолощенной, извращённой и приспособленной для личного обслуживания элиты и господствующего класса в целом. Т. к. основой религии является понятие бог, то раскроем его.
Материальный мир – вселенная, как представлялось в соответствии с теорией большого взрыва, появился в ходе этого непонятного и необъяснимого естественного процесса. Но это – научная теория. А с позиции религиозно-догматической именно бог – некая сверхъестественная и т. д. сущность, создал этот мир из ничего. А т. к. бог понимался как свето- и лучезарный, некий аналог солнца, то эти крайности сходятся в теории большого взрыва. Правда, ныне теория большого взрыва отходит на второй план. Но это поможет в дальнейшем рассуждении.
До материального мира не было ничего, даже света. А потом некоего действа, например, большой взрыв, появились и свет, и материя во всех формах её проявления, после чего было положено начало нашему миру, истории и т. д. Следовательно, если до не было материи и всего остального, привычного для нас, то это значит, что до этого был только эфир – непонятный, непознаваемый и т. д., но после появился наш материальный прекрасный и т. д. мир. И если до был только эфир, а после некоего исторического действа/процесса появился наш мир, то этот момент и представляется как некий творческий акт, который был совершён некоей сверхъестественной и т. д. силой. После этого появились звёзды/солнца и солнечные системы с планетами и т. д. На планетах появились разные формы жизни, что привело к появлению человека и разума. Если рассматривать с исторической точки зрения естественной эволюции, то это длительный естественный процесс. А вот с позиции богословской – акт творения, укладывающийся в несколько дней. И если с позиции диалектического материализма первое – развитие материального мира объясняется вполне материалистично и логично, то появление этого материального мира пока ещё не понятно. А вот богословский акт творения и т. д. богом всё объясняет, правда, с использованием непонятной и т. д. сверхъестественной силы. Казалось бы, раз так, то второе объяснение более прагматично, т. к. позволяет снять проблему появления материального мира и т. д., ибо появление человека и общества, разума и морали, да и т. д. можно довольно легко объяснить. Но это проблему появления всего не снимает, а переносит на другой уровень, который требует своего объяснения. Иное дело с позиции материалистической диалектики – появление материального мира из некоей доматериальной субстанции по неясным пока естественным законам и его развитие даёт пищу для исследователей, которые по накоплению знаний и опыта дойдут до истины. Но уже сейчас это помогает во многом разобраться.
Действительно. Если материальный мир – естественное явление, развивающийся по естественным законам природы, то это позволяет понять и обосновать многое непонятное. Например, рождение человека. Сначала его не было. Но в результате рождения на свет появляется младенец и начинается его жизнь. Сам младенец не знает, что послужило его появлению на свет. А когда он подрастает и задаётся этим вопросом, то следует обыденное – нашли на огороде в капусте или нечто подобное – принёс аист. Но, подрастая и познавая мир, он понимает, что появился на этот свет благодаря матери во время родов. А родам предшествовал акт творения при совокуплении отца с матерью. А потом он, в чреве матери, прошёл весь эволюционный путь от клетки до плода, что и стало причиной его появления на свет во время родов. Нечто подобное ныне происходит и в научном мире – накопление знаний и опыта, познание действительности, естественных процессов и законов природы. Но это позволяет раскрыть понятие бог и т. д.
Под понятием бог и божественное творение понимаются появление материального мира, человека и общества. Поэтому. Если с позиции появления младенца и т. д. можно представить и появление общества – не было ничего, а потом родился человек, потом ещё и т. д., что и послужило причиной создания общества. Это отражено и в библии в сюжете, где бог создаёт мужчину и женщину и даёт им задание плодиться и т. д., что отражает естественный диалектический процесс. А вот последующее есть уже субъективное извращённо-догматическое, призванное сделать адепта веры в раба божия, тогда как до этого они были сынами и отроками божиими. И если продолжать далее, то под понятием бог-отец подходит именно эфир, а под богом-сыном – материальный мир. При этом если эфир, хоть ныне и не познаваем, материален, то он взаимодействует с материальным миром по своим, непознанным нами законам. Именно это взаимодействие и отражено в понятии бог-дух святой. Если же это триединство перенести на человека и общество, то под богом-отцом понимается общество, под богом-сыном – подрастающее поколение, а каналы общения между членами общества – богом-отцом и богом-сыном. Это позволяет понять и появление, и развитие духовной жизни – морали и нравственности, где мораль – общественные нормы и правила отношений и поведения, тогда как нравственность – индивидуальное усвоение моральных норм и правил, позволяющих подрастающему поколению, усваивая их в процессе воспитания, развиваться и становиться к моменту социальной зрелости и личностями, и тружениками, и гражданами. Поэтому мораль становится базисом права – духовным отражением общественных производственных и бытовых отношений, а государство – материальным аппаратом общественного управления. Это позволяет понять становление, развитие и функционирование бесклассового социально равноправного и справедливого общества – коммунизма, где все его члены – сыны и отроки бога, под которым, как видим, понимаются предки, создавшие условия для появления и становления, развития и совершенствования общества, приведшего к появлению вида Homo sapiens - ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ. Но это – с позиции материалистической диалектики. С позиции теологии – иное.
Капитализм – классово-антагонистическое общество, предшественниками которого были феодализм и рабство. А т. к. капитализм носит и другое название – наёмное рабство, а буржуазная демократия – война всех против всех за право получать максимальную прибыль, то понятно, что для поддержания общественного порядка необходимы не только право – воля господствующего класса, возведённая в закон и государство, машина подавления одного класса другим – орган материального насилия, но и аппарат духовного насилия посредством религии, СМИ и т. д. При этом адепты христианства носят известный социальный статус – рабы божьи. А т. к. теологическая религия идеологически классовая, построенная на лжи и пропаганде, то и служит она для духовного порабощения и примирения подневольных со своим тяжким положением, ибо, если сверхъестественная сущность выдумана, то рабами они являются не некой мифической силы, а духовный клир. Поэтому тут общественные производственные и бытовые отношения строятся на иной основе и в интересах элиты господствующего класса, которая для поддержания общественного порядка использует классовое насилие в соответствии со сложившейся социальной обстановкой.
Основой социального деления буржуазного общества – сословно-классовое, что приводит к делению на два основных антагонистических класса – пролетариат и буржуазия, и неосновные и прослойки – крестьянство, интеллигенция, люмпен. При этом сами социальные субъекты в своей среде делятся по социально-имущественному положению. Например, буржуазия – промышленная, финансовая и торговая, каждая из которых делится на крупную, среднюю и мелкую, у каждой из которых свои интересы и потребности, возможности и т. д. для получения максимально возможной прибыли. А это говорит о том, что в войне всех против всех – классовая борьба, каждая сторона использует имеющиеся возможности и вступает в союзы во имя достижения личных целей. А это значит, что против крупной буржуазии ведут классовую борьбу не только пролетариат, но и интеллигенция, и мелкая буржуазия. Всё это говорит, как о сложности социального деления буржуазного общества, так и сложностях политического и т. д. регулирования и поддержания общественного порядка. И если основным законом капиталистического способа производства является получение максимальной прибыли посредством эксплуатации наёмного труда, а политика – концентрированное выражение экономики, то это и говорит о том, что политика тут грязная, ибо в основе её лежит ложь и обман. И если политическая элита, выполняя волю крупной буржуазии, проводит политику в её интересах для получения максимальной прибыли, то это возможно только за счёт эксплуатации наёмного труда, чему способствуют коррупция, мошенничества и т. д. И если у элиты господствующего класса есть возможность перекладывать бремя своего обогащении на другие страны, делясь долей прибыли с подневольной ей частью общества, то это в некоторой степени снижает противоречия классового антагонизма. Если такой возможности нет, а жажда наживы велика, то это приводит к росту социальных противоречий, накалу классовой борьбы и социальным потрясениям. А это говорит о том, что господствующий класс классово-антагонистических формаций стремится внутренние проблемы решать за счёт соседних стран, что порождает как войны, конфликты и классовую борьбу.
Исходя из вышеизложенного, приходим к выводу, что основой социального прогресса является технологический прогресс, позволяющий сокращать рабочее время и увеличивать свободное время, разумное использование которого при росте благосостояния и комфорта позволяет повысить уровень личностного развития, что и служит основой социального прогресса. Поэтому вектором социального прогресса при социализме – переходе от капитализма к коммунизму, является полное упразднение социального неравенства – основы классового деления, на основе разделения общественного труда на умственный и физический, творческий и рутинный и т. д., что в итоге позволяет не только де-юре, но и де-факто достичь социального равенства на основе половозрастного естественного социального деления, предоставляя всем членам общества с момента рождения, получая всё необходимое из ФОП, к моменту социальной зрелости становится всесторонне и гармонично развитую Личностями, свободными и творческими Тружениками, а потому – полноправными и полноценными гражданами. А это и есть цель социализма с переходом к коммунизму на основе социального равенства и справедливости, плановой экономики и самоуправления. Если же социальный прогресс был остановлен на том или ином этапе, то это говорит о том, что вектор социального прогресса направлен отнюдь не в нужную сторону. В соответствии с этим необходимо очистить марксизм-ленинизм от выхолащивания, извращений и т. д., дополнить необходимыми знаниями и использовать для обеспечения социального прогресса. Желаю в этом успехов!
Свежие комментарии