Этнические проблемы Российской империи. К началу ХХ в. в Российской империи, на базе великорусского народа, практически полностью сформировалась русская нация. Проблема заключалась в том, что русские в широком смысле этого слова составляли только две трети населения империи, а если считать только великороссов, то их было неполных 45% от всего населения.
Процесс интеграции малороссов и белорусов в состав русской нации шёл достаточно успешно. Этому способствовали развитые социальные институты великороссов: православная церковь, школы, университеты, театры, музеи, книгоиздание, газеты и журналы.
Хуже дело обстояло на окраинах империи. Поляки и финны находились уже на стадии социального развития «народ» и претендовали на образование собственной нации. Чуть отставали от них грузины, армяне, латыши, эстонцы, немцы, татары, башкиры, евреи. Среднеазиатские и северокавказские этносы застыли на стадии социального развития «народность», народы Сибири и Крайнего Севера жили в рамках родоплеменных отношений. Численность русских на окраинах была крайне невелика, а потому их языковое и культурное влияние на инородцев было слабо. Русских социальных институтов на окраине империи было наперечёт. Для вовлечения большой массы инородного населения в состав русской нации требовались большие усилия и длительное время.
Самодержавное правительство предоставляло инородным элитам право самостоятельно управлять своими этносами, интегрировало их в состав правящего дворянского сословия, не препятствовало развитию буржуазного слоя в их составе. Инородцы служили в армии на добровольной основе, имели множество налоговых льгот, свободно получали образование и имели доступ к «свободным профессиям».
В целях избежания неуместной критики либеральных авторов, будем далее именовать инородные по отношению к русским этносы эвфемизмом этнические меньшинства.
После февральской революции 1917 г. буржуазное Временное правительство пообещало элитам этнических меньшинств культурно-языковую автономию, и те согласились.
«Красный» проект и национальный вопрос. В феврале 1918 г., то есть практически сразу после октябрьской революции 1917 г., большевики пообещали элитам этнических меньшинств право на самостоятельное развитие их этносов, вплоть до образования собственных государств. Это обещание было дано в «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Декларация, помимо всего прочего, гарантировала этим элитам право на присвоение имущества русской буржуазии и дворянства.
Воспользовавшись открывшимися возможностями, от учреждённой Временным правительством Российской республики отпали финны, армяне, другие народы. Они образовали свои собственные республики. Польша и остзейские губернии были в это время оккупированы немецкими войсками.
В июле 1918 г. Декларация стала составной частью Конституции страны. Унитарная Российская республика была трансформирована по Основному закону в федерацию – РСФСР. Элиты этнических меньшинств стали интенсивно создавать свои собственные государственные образования в рамках образовавшейся федерации.
Поддержка элит этнических меньшинств была непременным условием победы «красного» проекта. Небольшая по численности партия большевиков, воспользовавшись конфликтом между буржуазией и дворянством, могла временно отстранить от власти великорусскую правящую элиту, но длительное время удержать власть не могла. Великорусская элита была многочисленна, обладала тысячелетним опытом правления, сплочённостью, а главное за ней стояло большое число средних слоёв, наёмных рабочих и крестьян, воспитанных в духе русского народного единства.
Учитывая данное обстоятельство, большевики взяли курс на разрушение русской нации. Помощь им в этом оказывали «красные» латыши, финны, эстонцы, поляки, горские народы, башкиры, казахи. В большем числе в новую Рабоче-Крестьянскую Красную армию были наняты китайцы, венгры, румыны, немцы, австрийцы, чехи, сербы из числа военнопленных. С ними расплачивались деньгами, продовольствием и предоставлением гражданства.
Отношение большевиков к русским ярко проявилось при подписании ими сепаратного Брестского мирного договора со странами Тройственного союза. По условиям договора немцам, австрийцам и туркам отходила территория, на которой проживало более трети членов русской нации. Возможность заключения, хотя бы временного союза с буржуазией и дворянством ради сохранения суверенитета нации интернационалистами даже не рассматривалась. Ради победы «красного» проекта полностью отказаться от отделяемых мирным договором русских им было не жалко. Главным инициатором передачи русских их врагам был интернационалист В. Ленин.
Строительство интернационалистами советской нации в РСФСР. Сразу после окончания гражданской войны большевики-интернационалисты стали честно выполнять данные элитам этнических меньшинств обязательства и утверждать созданные ими автономные республики в составе федерации. Свои государства получили: башкиры, татары, киргизы, дагестанцы, крымские татары, якуты, буряты, карелы. немцы Поволжья, чуваши, казахи, каракалпаки, мордва, удмурты, калмыки, кабардинцы, балкары, коми, марийцы, осетины, чеченцы, ингуши. Эти народы стали титульными, поскольку дали название – титул – своим республикам.
Государственность титульных автономно-республиканских народов проявлялась в их праве на образование собственных органов власти и управления, получение собственного гражданства, приобретения конституции и своего законодательного корпуса, в возможности тратить часть собираемых налогов на финансирование собственных социальных институтов и обеспечение таким образом занятости собственной интеллигенции. Титульные народы получили право на свой собственный флаг и герб. Теперь они могли развиваться от стадии «народность», а то и «племя», до стадии «народ».
Русская нация в то же время низводилась интернационалистами до более низкого социального состояния – «народ». Русские не получили своей государственности в рамках РСФСР и, соответственно, возможности полноценно воспроизводить свою идентичность. Русские лишились своих органов власти и управления, конституции, прав издавать законы, распоряжаться финансовыми ресурсами, не говоря уже о своей национальной символике.
Кроме того, интернационалисты стали целенаправленно преследовать Русскую Православную Церковь и отправлять в заключение её священство, физически уничтожать русских активистов («черносотенцев»), высылать из страны ту русскую светскую интеллигенцию, которая ещё не уехала в эмиграцию в годы гражданской войны, разрушать или распродавать русское материальное культурное богатство.
Одним из приёмов ослабления связей внутри русской нации стала передача в состав автономных республик земель, населённых русскими. Таким образом, часть русских вырывалась из состава нации и попадала в зависимость от правящих элит титульных народов. Последние же ограничивали права русских на пользование собственным языком, обучения на нём детей в школе, создания своих театров, библиотек, газет и т.д.
Расчёт большевиков был на то, что остановив развитие русского этноса и искусственно ускорив развитие инородных ему этносов удастся построить из них новую – советскую – нацию (отметим, что в то время использовался термин «советский народ»). У этой нации не будет своего этнического ядра, её элементы будут перемешиваться и переплавляться в процессе строительства коммунизма. Процесс формирования советской нации обгонит и подомнёт под себя процессы развития составляющих ее народных компонентов. Гарантом успеха будет коммунистическая партия. С самого начала закладывалась возможность, по партийному решению, воздействовать силовыми методами на те этносы, которые выбивались из процесса строительства советской нации.
Вначале интернационалисты даже планировали отказаться от русского языка в пользу эсперанто, полностью подготовили проект замены русской письменности – кириллицы – на латиницу и провели множество других деструктивных социальных экспериментов. Таким образом, они готовились к распространению своей власти на другие народы «на основе идей пролетарского интернационализм». Это подтверждает военный поход интернационалистов в Германию в 1920 г. с целью «поддержать борьбу немецких пролетариев за власть». Поход бесславно закончился в Польше под ударами польских буржуазных элит. Русские бойцы РККА были брошены в плену у поляков и почти все там погибли.
Строительство советской нации изначально столкнулось с серьезной проблемой. Титульные элиты не хотели строить коммунизм, а хотели жить в соответствии со своими собственными этническими идеалами. Пролетариата, из рядов которого можно было бы отобрать и вырастить коммунистические кадры, среди титульных народов практически не было.
Тогда интернационалисты стали принимать в партию всех тех, кто был на словах готов поддержать коммунистические идеи, но держал курс на защиту интересов своего собственного этноса. Стимулировали же их возможностью получения части благ, создаваемых другими этносами. В этом был главный смысл деления на титульные и нетитульные народы. Справедливости ради, надо сказать, что к нетитульным были отнесены не только русские, но и многие совсем уж малые этносы, вроде ассирийцев, турок-месхетинцев, талышей.
В результате форсированного приёма титульных этнических меньшинств в партии появилась многочисленная в целом национал-коммунистическая группировка. Она стала верным союзником интернационалистов.
Строительство интернационалистами советской нации в СССР. После провала польского похода интернационалисты не отказались от желания как можно шире распространить свою власть и создать Всемирную республику советов. Они стали собирать отпавшие от Российской империи народы. В. Ленин выдвинул проект создания конфедерации государственных образований этих народов. В декабре 1922 г. конфедерация была создана и получила имя СССР.
В СССР, помимо РСФСР, в качестве учредителей, вошли искусственно созданные интернационалистами Украинская ССР, Белорусская ССР и Закавказская СФСР. Затем из ЗСФСР выделились Грузинская ССР, Армянская ССР и Азербайджанская ССР. А из РСФСР было вычленено пять среднеазиатских республик, в каждой из которых был назначен свой титульный народ. Все они тоже стали союзными и подписали договор о вхождение в СССР.
Украинцы, белорусы, грузины, армяне, азербайджанцы, таджики, казахи, узбеки, туркмены, киргизы, туркмены получили в этой конфедерации статус титульных союзно-республиканских народов. Этот статус был выше, чем социальный статус автономно-республиканских народов. Преимущества заключались не только в праве выхода из конфедерации, но и в праве иметь собственную компартию, в возможности направлять больше финансовых ресурсов на нужды развития титульных народов, создавать более широкий набор социальных институтов. Союзно-республиканские титульные народы даже получили право иметь свой гимн, тогда как автономно республиканские – нет. Мелочь, но весьма характерная.
Русский народ в составе СССР оказался ещё больше обделённым. Российская компартия, как самостоятельная организация, была ликвидирована. РСФСР не была наделена столицей, в ней упразднили академию наук, не был создан свой федеральный орган периодической печати, потом в ней не стали создавать свои творческие союзы и много еще чего. Наконец, РСФСР не разрешили принять свой гимн. Та самая показательная малость.
В ходе национального размежевания в рамках СССР многие населённые русскими территории были переданы из состава РСФСР в состав других союзных республик. Существенные приобретения получила Украинская ССР, Белорусская ССР, Казахская ССР. Русский народ стал еще более разделённым.
С образованием СССР проблема поиска большевиками-интернационалистами этнических элит, на которые можно опереться, ещё более обострилась. Решить её попробовали путём проведения политики «коренизации» кадров. В партийных, советских, хозяйственных органах союзных и автономных республик русские кадры принудительно заменялись на титульные. Для титульной интеллигенции от русских освобождались места во всех социальных институтах. В наибольшей степени коренизация затронула Украинскую ССР, Белорусскую ССР, Казахскую ССР. В РСФСР она активно шла в Татарской АССР и Башкирской АССР. Везде эти процессы сопровождались грубым подавлением русского языка и культуры, разрушением РПЦ, в которой видели опору русской духовной жизни, закрытием русских журналов, газет, библиотек.
За неимением места, здесь только упомянем, что интернационалисты создавали ещё национальные края и области, национальные районы и сельсоветы. Главная цель этих структур была та же – расчленить русскую нацию по множеству обособленных единиц и тем самым ослабить её внутренние связи. Дополнительно решалась задача ослабления конфликтов между титульными и нетитульными этническими меньшинствами.
В результате целенаправленных действий интернационалистов советская нация пробрела жёстко иерархический характер. На самом верху иерархии находились большевики, составлявшие особый – «интернационалистский» народ. На них ложилась главная нагрузка по формированию новой нации. Здесь важно отметить, что члены Политбюро строили интернационалистскую советскую нацию: И. Сталин не строил грузинскую нацию, Л. Троцкий – еврейскую нацию, А. Микоян – армянскую нацию. За большевистской номенклатурой следовали союзно-республиканские титульные народы; ниже располагались автономно-республиканские титульные народы; потом шли краевые и областные титульные народности и племенные союзы; ниже располагались этносы, получившие право создавать районные и «сельсоветские» образования; вслед за ними отводилось место для русского народа, живущего в краях и областях РСФСР; наконец, в самом низу, находились нетитульные народы (включая русских), живущие в «чужих» национальных образованиях всех типов.
Русская нация, как таковая была к середине 30-х гг. интернационалистами расформирована и «дезактивирована».
Сталинская корректировка советской этнической иерархии перед войной. Напомним, что борьба национал-большевиков, во главе с И. Сталиным за власть с интернационалистами, которых возглавлял Л. Троцкий, началась в силу необходимости решить социально-экономические проблемы, возникшие перед советской нацией – провести индустриализацию, коллективизацию, повысить грамотность и культуру широких масс населения.
Отстранение интернационалистских кадров в ходе сталинской революции «сверху» повело за собой отстранение кадров их союзников – национал-коммунистов. Члены этой партийной группировки также не обладали качествами, которые был необходимы для решения назревших социально-экономических проблем.
Партийные чистки национал-коммунистов не дали результата, и на национал-коммунистов распространились силовые репрессии. Политику «коренизации» без лишнего шума повсеместно свернули. Освобождающиеся после чисток и репрессий места заполнялись национал-большевиками.
Отдельно надо отметить репрессии элит народов, которые потенциально могли пойти на сотрудничество с появившимися в это время в Европе и Азии фашистскими нациями. Под эту категорию попали финны, латыши, эстонцы, литовцы, венгры, румыны, болгары, на первых порах немцы и австрийцы, корейцы. Закрывались их партии и общественные организации, районные и сельские советы. Затем районные и сельские советы были вообще ликвидированы.
Для сплочения своих единомышленников национал-большевики стали делать упор на идеологическую работу. Своих социальных элит у них не хватало и они стали привлекать к сотрудничеству русских историков, писателей, журналистов, композиторов, режиссеров из числа «бывших». Управление деятельностью этих новых элит производилось через учреждённые творческие союзы, на эти цели выделялись значительные финансовые средства. Прибегли к использованию наработанных русскими героических образов для возбуждения патриотизма. От троцкистских экспериментов с русским языком и письменностью отказались. Внедрённая уже латиница для этнических меньшинств была поспешно отменена и заменена на кириллицу.
От внешнеполитической экспансии национал-большевики не отказались, но она пошла уже не на принципах пролетарского интернационализма, а на принципах восстановления единства разделённых народов.
Именно с этой точки зрения следует рассматривать присоединение к СССР Волыни и Галиции, населённых украинцами и белорусами. Отобранные у Польши территории были присоединены к Украинской ССР и Белорусской ССР. Таким образом, было восстановлено единство украинского и белорусского народов.
Для воссоединения молдавского народа с той частью, что жила в Бессарабии была специально создана Молдавская ССР.
Опыт создания союзной Карело-Финской ССР оказался неудачным. Финны советизироваться не захотели, предпочтя уступить после поражения в войне территорию Карельского перешейка, предварительно выселив с него карелов. Посему эту союзную республику вскоре понизили до статуса автономной.
А вот элиты прибалтийских народов перед угрозой физического уничтожения немецкими фашистами приняли решение продолжить свое бытие в рамках Латвийской ССР, Литовской ССР и Эстонской ССР. Воевать с национал-большевиками за свои этнические ценности, как финны, они не пожелали.
Сталинисты по отношению к вновь присоединённым народам повели иную политику, чем интернационалисты. Элиты, которые не были согласны с «красным» проектом подверглись репрессиям, их заменили национал-большевиками соответствующего этнического происхождения, присланными из СССР.
Проверка советской нации на прочность войной. Нападение на СССР Германии, возглавлявшей все фашистские силы континентальной Европы, стало проверкой не только социальной, но и этнической прочности советской нации. И эта проверка выявила, что целый ряд элит вместе с подконтрольными им массами частично или полностью перешёл на сторону врага.
Прежде всего, на сторону врага перешла часть населения Волыни, Галиции, Бессарабии, Прибалтики. В значительной степени причиной тому был непродолжительный срок нахождения в составе советской нации. Затем на путь предательства практически поголовно встало население ряда северокавказских и поволжских автономий. Оно приступило к уничтожению евреев, цыган, русских, украинцев, а заодно всех членов большевистских элит. Немцы им не обещали никакого суверенитета и даже автономии, рассматривали, как представителей низшей расы, но от услуг уничтожения противника не отказывались. Определённая часть этнических меньшинств даже была взята на службу в войска Ваффен СС.
В ответ на возникшую этическую угрозу сталинисты приняли решение о наказании народов, предавших советскую нацию. Чеченцы, карачаевцы, калмыки, ингуши, балкарцы и крымские татары были принудительно переселены с территорий их постоянного проживания в Среднюю Азию (включая Казахстан), а их автономные образования расформировали. На новом месте жительства наказанные этносы были рассеяны среди титульных народов, что резко сократило для них возможности воспроизводства этнической идентичности. Статус наказанных народов в системе иерархии, таким образом, был понижен с «титульных автономно-республиканских» до «нетитульных, расселённых в чужих этнических образованиях».
Автономная республика Немцев Поволжья была расформирована еще в самом начале войны, немцы из неё расселены в Сибирь и тоже оказались низведены на низшую ступень этнической иерархии, хотя они и не участвовали в геноциде других членов советской нации. Просто на них легла тень преступлений немецких фашистов. Аналогично в США, например, в годы Второй мировой войны в трудовые лагеря было поголовно интернировано всё японское население.
После окончания войны все лица, сотрудничавшие с немцами подверглись судебному преследованию и наказанию в индивидуальном порядке. Массовые переселения были применены только к той части населения Волыни, Галиции, Бессарабии, Прибалтики, которое продолжило вести или поддерживало партизанскую войну против советской нации.
Решения национал-большевиков по наказанию изменников оценивались всеми членами советской нации, как справедливые. Легитимность партии в результате их применения не снизилась, а возросла.
На фоне предательства ряда малых этносов, русский народ проявил верность и защищал советскую нацию, невзирая на нанесённые ему обиды. Для возрождения в нём патриотических настроений национал-большевики пошли во время войны на расширение прав РПЦ, введение системы наград имени выдающихся русских полководцев, смену гимна и другие символические нововведения.
При этом статус русского народа в системе советской этнической иерархии не был существенно изменён. Тут не следует обольщаться здравицей И. Сталина в адрес русского народа после Победы. Здравицы здравицами, а российская компартия не была восстановлена, и Ленинград не стал столицей РСФСР, несмотря на героическое поведение его жителей в годы блокады.
Разве, что из Латвийской ССР и Эстонской ССР в состав РСФСР были переданы населенные русскими Печёрский и Пыталовский районы. Да российскими стали территории полученные в ходе репараций – часть Пруссии (Калининградская область), Южный Сахалин и Курильские острова.
Поиск сталинистами путей развития советской нации после войны. В годы войны сформировалась значительная группа русских национал-коммунистов. Основу этой группировки составляли военные, их поддерживали партийные деятели, главным образом из состава Ленинградской партийной организации.
И. Сталин почувствовал угрозу своему личному положению в партии со стороны русских военных, которых высоко почитали в народе. Поэтому он стал смещать с первых постов наиболее яркие фигуры русских военачальников, прошедших войну. Празднование Дня победы над Германией было понижено в статусе с выходного до отмечаемого дня. Возникли дела «артиллеристов», «авиаторов».
А когда русские национал-коммунисты стали робко выдвигать пожелания воссоздать российскую компартию, расширить самостоятельность РСФСР в решении экономических вопросов, определить Ленинград его столицей возникло «ленинградское» дело. Верхушку русских национал-большевиков репрессировали. Поддержка РПЦ на этом прекратилась. Идеологическая политика потеряла русский акцент.
Эти факты позволяют утверждать, что И. Сталин не стал защитником русских национальных интересов, а продолжил политику строительства советской нации, в которой русские отводилось только одно из последних мест в рамках этнической иерархии.
Но не увенчались успехом и попытки воспрянувших интернационалистов и национал-коммунистов из числа инородцев развернуть широкие антирусские репрессии. Напротив, глава партии инициировал «менгрельское» дело, дело «сионистов в руководстве МГБ», дело «еврейских врачей». Это говорит о готовности И. Сталина произвести новые корректировки в системе этнической иерархии и репрессировать другие элиты, которые пытались выбиться из русла строительства советской нации.
Инструментом этой корректировки оставалась коммунистическая партия, которая действовало поверх всех органов советской власти и поверх всех юридических форм её закрепления – республик, краев, областей.
Троцкистская контрреволюция и окостенение этнической иерархии. После смерти И. Сталина пост первого секретарем партии занял Н. Хрущев. В борьбе за власть он опирался на интернационалистов и национал-коммунистов. Именно поэтому он освободил из заключения «старых» троцкистов и сотрудничавшие с немцами этнические элиты. Подвергшиеся наказанию народы были реабилитированы, то есть прощены, но не оправданы. Их вернули в статус «титульные автономно-республиканские» путём восстановления ликвидированных было государственных образований. Переселённых в годы войны на территорию этих образований русских депортировали в другие места. Немцев не реабилитировали и их автономию не восстановили, поскольку большой политической выгоды главе партии от этого не было. Не были реабилитированы и крымские татары. Тут причина заключалась в том, что Крымский полуостров Н. Хрущев незадолго до этого передал украинским национал-коммунистам взамен их политической поддержки.
Все эти «ходы» стали возможны в результате проведения первым секретарем политики борьбы с «культом личности Сталина», а практически ревизии сталинской социальной и национальной политики. С русскими национал-коммунистами Н. Хрущев вёл политику заигрывания. Он то приближал, то удалял русского маршала Г. Жукова. Дела «артиллеристов» и «авиаторов» были закрыты. Но, скажем, на возврат Дню победы статуса выходного дня первый секретарь не пошёл, несмотря на то, что был участником войны.
Сам Н. Хрущев стал проводить чисто троцкистскую национальную политику. Он не препятствовал линии на коренизацию кадров в этнических образованиях, инициированную его поверженным соперником в борьбе за власть – Л. Берией. В его поощрении совнархозов ярко была видна уступка национал-коммунистам в автономных республиках, а затем и в союзных республиках обрести большую экономическую самостоятельность и большие права по развитию своей культуры и языка. От политики идеологической поддержки русского патриотизма новый первый секретарь полностью отказался в пользу идеи развёрнутого строительства коммунизма. «Оттепель» распространялась только на старую троцкистскую интеллигенцию. При нём возобновились гонения на РПЦ.
Причиной отставки Н. Хрущева были провалы в социально-экономической, а не в этнической политике.
Поэтому восстановленная троцкистами этническая иерархия при занявшем место первого секретаря Л. Брежневе не подверглась коррекции. Потом этнические проблемы вообще выпали из поля зрения партийного руководства. Из-за боязни нарушить сложившееся в номенклатурном слое равновесие сил никто не осмеливался менять национал-коммунистов в Средней Азии, Закавказье, на Северном Кавказе, даже если они были полностью погружены в пучину коррупции и воровства. «Хлопковое» дело было редким исключением, да и то больше использовалось новым первым секретарём ЦК КПСС Ю. Андроповым для укрепления своей личной власти, чем для чистки национал-коммунистических рядов. Этническая иерархия советского общества окостенела.
Как мы отмечали в предыдущей статье, со временем троцкисты стали реализовывать «белый» проект и в силу этого трансформировались в «демократов». Под руководством первого секретаря М. Горбачева они стали проводить политику ликвидации «красного» проекта – «перестройку».
Ударной силой по разрушению советской нации стали титульные национал-коммунисты в союзных республиках. Они также перенастроились на реализацию «белого» проекта и стали, таким образом, национал-демократами. Во время «перестройки» эти элиты повернули свои народы на строительство собственных наций и на выход из состава СССР. Все подконтрольные им нетитульные народы они постарались сохранить в подчинённом и дискриминируемом положении.
Русских национал-коммунистов на этот момент, как самостоятельной политической силы, не существовало и власть в РСФСР захватили демократы. Поддержку российским демократам в центре оказали национал-демократы, пришедшие к власти в автономных республиках. Этот политический союз и обеспечил критическую массу, которой оказалось достаточно для вывода РСФСР из состава СССР. В декабре 1991 г. распад советской нации и ее государства СССР был юридически зафиксирован.
Власть демократов в России и строительство ими российской нации. Пришедшие к власти в ставшей самостоятельной в декабре 1991 г. Российской Федерации демократы столкнулись с теми же этническими проблемами, что и национал-большевики в СССР.
Радикально настроенные чеченские элиты силой захватили власть в своей республике, переименовали её в Ичкерию и объявили о выходе из состава теперь уже Российской Федерации. Значительная часть демократов им не очень в этом препятствовала, предпочитая совместно вести криминальный бизнес. Силовики, в рядах которых было ещё сильно влияние национал-большевиков, развернули всё же военные действия против сепаратистов. Опирался федеральный центр в этих своих действиях на русский народ, и война приняла форму русско-чеченской.
Национал-демократы в основной части российских автономий повели политику «мягкого» сепаратизма. В наиболее явной форме это делали татарские и башкирские элиты.
В марте 1992 г. демократы в центре пошли на уступки национал-демократам и заключили с ними Федеральный договор. По этому договору были зафиксированы особые права титульных народов, имевших свои государственные образования – их суверенитет. Они получили право иметь половину голосов в одной из верховных палат федерации, то есть блокировать все принимаемые федеральным центром решения. Русский народ права на создание своей автономии не получил, в заключении договора его представители не участвовали, да и не было этих представителей. Таким образом, суверенитет русского народа Федеральным договором не был предусмотрен. Захватившие власть в стране демократы подписали Федеральный договор от имени русских, хотя их никто на это не уполномочил.
Одновременно были подписан Федеральный договор с представителями русских краев и областей. Но во главе их тоже стояли назначенные демократами главы. В этой, второй части Федерального договора также ничего не говорилось о правах русских на воспроизводство своей идентичности. Вышло, что от имени русских демократы в Федеральном центре заключили договор с демократами, действовавшими от имени русских, проживающих в краях и областях. Ни первым, ни вторым тоже никто не давал доверенности действовать от имени русских.
В декабре 1993 г. прошёл референдум, и была утверждена новая Конституцию РФ. По этой Конституции все стороны, подписавшие Федеральный договор, в том числе и населённые русскими края и области получили равные права. Но русский народ, как единое этническое образование, по принятой Конституции никаких прав не получил.
Таким образом, после «белой» контрреволюции октября 1993 г. в стране сохранялась этническая иерархия, в которой русские были на низших социальных позициях и расчленены между многочисленными этническими республиками. Как результат этого возникла иерархическая российская нация, которая была копией советской нации, но без партии, которая бы могла поддерживать, как социальную справедливость, так и справедливость в межэтнических отношениях.
Система коммунистических ценностей в российской нации была заменена демократами на систему англосаксонских либеральных ценностей. Для того чтобы никто на нее не покушался в Конституцию была внесена статья 13 о запрете на государственную идеологию.
Англосаксы и олигархи активно поддержали социальную элиту демократов, которые стали умело навязывать постсоветским массам либеральные ценности.
В начале 2000 г. самые радикальные демократы были отстранены от власти группировкой государственников, которые образовались из национал-большевиков, подключившихся к реализации «белого» проекта. Однако государственники не предпринимали каких-либо шагов по защите интересов русского народа. Ими успешно блокировалось создание партий, которые могли бы мобилизовать на свою поддержку русскую часть электората.
Так продолжалось до тех пор, пока англосаксы, недовольные позицией государственников по защите экономических интересов российской буржуазии, не приняли решение провести демонтаж российской нации. Началось это в марте 2014 г. и было связано с возвращением государственниками в состав России населённого русскими Крымского полуострова.
Чинить старую или создавать новую нацию? Сталинский опыт. Проблемы у российской нации начались после того, как состоявшие преимущественно из демократов социальные элиты начали по команде англосаксов делигитимизировать государственников с целью лишения их власти и развала страны. Государственники отреагировали на это перекрытием каналов западного финансирования и закрытием одиозных либеральных СМИ. Наиболее влиятельные журналисты, писатели, редакторы, актёры, работавшие на Запад, были объявлены агентами иностранного влияния. Часть «агентов» эмигрировала за границу и начала вести пропагандистскую деятельность оттуда. После начала СВО оставшихся в стране «агентов» стали привлекать к уголовной ответственности. Пришлось перекрывать доступ россиян к основной части западных СМИ и подконтрольных Западу социальным сетям.
Однако победу в идеологической войне можно одержать только идеологическим оружием. У государственников нет своей идеологии, как нет и своих социальных элит. Главное, у них нет своего собственного проекта национального строительства.
Советская нация, ставшая прообразом российской нации, была неизбежным следствием реализации «красного» проекта. Удержание большевиками-интернационалистами власти было невозможно без подкупа элит этнических меньшинств за счёт создаваемых русскими ресурсов. Отсюда приниженное положение русских в рамках советской этнической иерархии. Отказ от «красного» проекта должен был сопровождаться разрушением окостенелой советской этнической иерархии. Она была сохранена в рамках российской нации в результате совместных усилий демократов и национал-демократов, которые хотели обеспечить себе преимущества в деле присвоения богатств, созданной усилиями всех членов советской нации.
«Белому» проекту соответствует общество, в котором все члены обладают равными правами, независимо от их этнического происхождения. Соответственно, русским в нём тоже должны быть предоставлены равные со всеми другими этносами права. Не особые преимущества, чем постоянно пугают демократические и национал-демократические элиты, а именно равные права.
Нация с равными правами всех этносов неизбежно станет русской нацией. Просто в силу численного и социального доминирования в ней русских.
В этом месте следует вспомнить технические приёмы, которые применяли национал-большевики для обеспечения равенства всех этносов в рамках, пусть иной – «красной» – модели.
Национал-большевики провели чистки партийного и государственного аппарата от кадров, которые не могли решать назревшие социально-экономические проблемы, независимо от этнического происхождения этих кадров. От политики искусственного продвижения этнических кадров («коренизация») решительно отказались. Был сформирован новый управленческий корпус. В составе этого корпуса оказалось большее число русских, но это была не внедряемая И. Сталиным русификация, а результат подбора более эффективно действующих управленцев. Напомним, что происходило это всё в рамках одной правящей партии. Она широко открыла двери «социально лифта» (делаю толстый намек на возможности партия «Единая Россия», которая обладает сейчас монополией на власть).
В критической предвоенной и военной ситуации национал-большевики изменили свою идеологию, сделав акцент на русскую тематику, прибегнув к русским символическим инструментам. Сделано это было опять-таки в условиях абсолютной монополии партии на политическую власть. Сейчас власти дошли до упоминания традиционных ценностей, но не говорят, чьи это ценности.
В нынешних условиях пересмотр доминирующей идеологии стимулируется наличием оппозиционных партий – КПРФ, ЛДПР, Справедливой России. А если и они окажутся неспособны это сделать, то следует снять организационные и силовые барьеры для формирования партий, которые будут прямо выдвигать идею строительства русской нации.
Крайняя важность принятия правящим классом нового проекта национального строительства и новой идеологии проявилась с началом в феврале 2022 г. СВО. Высшее руководство государственников обозначило целями СВО демилитаризацию и денацификацию Украины. Однако эти идеи не были развиты в концепцию, не доведены до русских, живущих на Украине. Объединить русских по обе стороны фронта могли бы призывы к установлению социальной справедливости и консолидации русских в одном государстве. Ни украинские, ни российские русские не хотят умирать за интересы «своих» олигархов.
Принятие в состав России новых территорий требует идеологического обоснования. Украинской ССР передавались многие населённые русскими территории при условии, что назначенные в ней титульные элиты будут участвовать в реализации «красного» проекта. Выход украинских элит из «красного» проекта должен повести за собой возврат ими сделанных подарков. Это не только Новороссия и левобережье Днепра. Это Волынь, Галиция, Закарпатье. Это огромные инвестиции, сделанные в экономику советской Украины усилиями русских. Такого рода объяснения понятны и поддерживаются большинством населения страны. Они вполне привлекательны для живущих на Украине русских.
Вслед за этим необходимо пересмотреть национально-государственное устройство Российской Федерации, определить в нём роль русского народа. Закрепить, конечно, эту роль в Конституции. Национал-большевики, к примеру, фиксировали все перемены в национально государственном устройстве страны при всём их юридическом нигилизме.
Отдельно стоит обсуждать вопросы русской символики. Русская государственность берёт начало не в 1991 г., а в 862 г. Вряд ли стоит привязывать День государственного флага к дате подавления попытки национал-большевиков сохранить «красный» проект и СССР. Он появился, минимум, на триста тридцать лет раньше. Да, и в государственном гимне следовало бы прописать роль русского народа. Мелочь, но важная мелочь.
Как мы писали в предыдущей статье, русским предстоит реализовать свой национальный проект. По аналогии с социально-экономическими проектами, мы его условно обозначили, как «чёрно-золотой». Чёрный – потому что он может быть построен только в чёрном дыму борьбы за свое существование, золотой – потому что золотым будет будущее всех тех, кто присоединится к этому проекту. Вместе это цвета георгиевской ленты, которую русские стихийно выбрали в последнее время своим символом. Потом эти цвета вместе с белым дают расклад цветов имперского флага. Тут уже без тонких намёков – просто красиво.
Александр Владимирович Гапоненко, руководитель Прибалтийского филиала Изборского клуба, доктор экономических наук
https://ruskline.ru/news_rl/2023/07/11/stalinizm_opyt_reshen...
Свежие комментарии