На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Татьяна Маштакова
    ТМ Странно как-то... Устанавливать памятники тем с кем воевала Россия на теперь ЕЁ же территории. Гитлера с Наполеоно...Разве ислам женск...
  • Владимир Алтайцев
    Арестованы, но  срок им  так и не дали пока.Дело генерала Ива...
  • Иван Ураганов
    Там все дела решает дядя Турал,знаменитая личность на всю Россию.В Самаре диаспора...

Великий устроитель Земли Русской

XII-й век в русской истории – век окончательного упадка Киевской Руси, век княжеских междуусобиц, век дробления государства на мелкие уделы, не способные противостоять агрессии степных хищников-половцев. Короткое княжение Владимира Мономаха (1113 – 1125) и его сына Мстислава Великого (1125 – 1132) – последняя вспышка, осветившая Киевскую Русь, подобно яркому лучу заходящего солнца перед наступлением ночи.
Но XII-й век – это также век, когда начала закладываться основа будущей русской государственности – вначале Владимирского княжества, затем Московского царства, а затем и Российской империи. И первый камень в основание заложил суздальский князь Андрей Боголюбский, внук Мономаха. Участвуя в военных походах своего отца, великого князя Юрия Долгорукого, за обладание киевским престолом, он проявил незаурядную личную храбрость и полководческий талант, однако политических взглядов родителя не разделял. Князь Андрей рано понял, что Киев как общерусская столица свою роль сыграл и объединительным центром уже быть не может. Таковой центр возможен только в Северо-восточной Руси, удалённой и от половецких набегов, и от княжеских распрей.
После того как Долгорукий отвоевал себе, наконец, Киевский престол (1154), он посадил своего сына княжить в Вышгороде, пригороде Киева, с прицелом сделать его наследником Киевского престола. Однако в 1155 году Андрей, вопреки воле отца, бросил это место и ушел в Ростово-Суздальское княжество, взяв с собой вышгородскую икону Божьей Матери, написанную, по преданию, евангелистом Лукой. Летопись гласит, что, не доезжая до маленькой крепости под названием Владимир, кони встали. Впрягли новых, но и они не могли сдвинуть повозку, на которой находилась икона, а ночью князю было видение Богородицы, которая повелела ему поставить икону не в Суздале и не в Ростове, а во Владимире. А в том месте, где встали кони, – соорудить церковь Покрова Богородицы и основать при ней монастырь.
Так Владимир стал столицей княжества, а в 10 верстах от него на берегу тихой речки Нерли был построен небольшой, но изумительный по красоте храм, вокруг которого возникло село Боголюбово, любимая резиденция князя. По имени ли этого села, или за богоугодные труды свои, князь получил прозвище Боголюбского. При всей своей глубокой религиозности, Андрей, однако, уважительно относился к народным («языческим») традициям и не постеснялся выгнать суздальского епископа (родом из греков), который слишком рьяно взялся за искоренение «ересей».
Авторитет князя в народе был исключительно высок благодаря не только его большой образованности, милосердию и светлому уму, но и мудрому государственному строительству. При нём велось интенсивное возведение городов и крепостей, церквей и монастырей, а Владимир стал не только одним из богатейших и красивейших городов своего времени (в нём был построен знаменитый Успенский собор, ставший образцом для Успенского собора в Московском кремле), но и главным политическим центром Руси, фактической русской столицей, переняв эстафету от Киева, а спустя полтора столетия передав её Москве.
В княжестве Андрея царили мир и спокойствие, потому оно быстро заселялось беженцами из пустеющих южных княжеств. Удачный поход против камских булгар надолго обезопасил восточные границы. Стремясь возродить политическое единство русских земель, князь подчинил себе окрестные княжества, пытался даже подчинить себе Новгород (правда, безуспешно). Безуспешной была также его попытка учредить кафедру митрополита во Владимире: Константинопольский патриарх, которому подчинялась тогда Русская церковь, не дал на это согласия (спустя время киевский митрополит сам перенесёт свою кафедру во Владимир).
Внутренняя и внешняя политика князя Андрея встретила горячую поддержку в народе и у духовенства. Князя искренне любили и почитали – все, кроме части боярства, своеволие которого оказалось сильно ограниченным. Они составили заговор, и в 1174 г. князь был убит. Среди организаторов заговора был и некий иудей по имени Ефрем Моизич. Однако начатое Андреем Боголюбским дело не прервалось, через два года его продолжил младший брат Всеволод Большое Гнездо со своими сыновьями. При них Владимирское княжество достигло наивысшего могущества и расцвета.
Казалось, ещё немного времени, и процесс создания централизованного общерусского государства будет завершён. Увы, монголо-татарское нашествие в 1237-38 гг. надолго отбросило все самые светлые ожидания и надежды. И когда некоторые историки утверждают, что ордынское иго сыграло благотворную роль в деле объединения русских земель, иначе, как клеветой на наше историческое прошлое, такую «научную» позицию назвать нельзя.
В нынешнем году исполняется 860 лет со дня восшествия Св. Благоверного Андрея Боголюбского на великокняжеский Владимирский престол. Помянем добрым словом этого великого строителя Русского государства!
Валерий Габрусенко, публицист, кандидат технических наук, доцент, член-корр. Петровской академии наук и искусств
Ссылка на первоисточник
наверх