На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Одиссей
    Но есть и другие соображения на эту тему... Например, помилование Христа Пилатом разрушало план Христа по искупление ...Синдром Пилата: ч...
  • Анатолий Федоров
    Фраза: " итоге Россия потеряла сотни миллиардов долларов, но ответственных за этот провал, как всегда нет." Нет? А пр...Зачем ждать немин...
  • Валерий Симоненко
    Блядь, ё... вашу мать! И что? Налог на бездетность ПОВЫСИЛ рождаемость или за этот налог ДЕТИ ПОКУПАЛИСЬ где то? Хера...Пора вводить нало...

Детская бедность – новая системная проблема страны

Государственные социальные меры привели к обнищанию той категории населения, о которой думали меньше всего

Каждый третий житель России, отнесенный официальной статистикой к категории бедных, – это ребенок в возрасте до 16 лет. За десять лет доля детей среди бедного населения РФ увеличилась на 25%. Детская бедность стала системной проблемой: в стране начался цикл самовоспроизводства бедности. Чиновники эту проблему еще пока не осознают в полной мере, но она уже угрожает социальной стабильности. И как говорят эксперты, государственные меры поддержки – ни старые, ни, похоже, даже новые, прописанные в майском указе президента, – не помогут это исправить.

Более 60% бедных в России – это семьи с детьми. Такие данные получили специалисты Высшей школы экономики (ВШЭ), проанализировав статистику.

«C начала 1990-х годов в России дети отличаются максимальными рисками бедности, и в 2016 году они в 1,52 раза чаще, чем средний россиянин, попадали в число бедных», – сообщили экономисты в исследовании под названием «Как увеличить человеческий капитал и его вклад в экономическое и социальное развитие». «Поэтому трудоспособные попадают в число бедных в основном тогда, когда у них рождаются дети или когда они не работают или заняты в неформальном секторе экономики», – уточнили исследователи.

Ссылаясь на Росстат, экономисты пояснили, что в 2000 году среди граждан, получающих доходы ниже величины прожиточного минимума, 39% приходились на мужчин и женщин трудоспособного возраста старше 30 лет; 22% – на молодежь в возрасте от 16 до 30 лет; 15% – на лиц старше трудоспособного возраста. Доля детей в возрасте до 16 лет тогда составляла 24%.

А в 2016 году 39% бедных – это все также люди трудоспособного возраста старше 30 лет. Доля молодежи в возрасте от 16 до 30 лет снизилась и составила 19%, доля людей старше трудоспособного возраста сократилась до 12%. А доля детей в структуре бедности выросла за 10 лет до 30% – рост сразу на 25%. Пока Росстат не обнародовал более свежих данных по возрастному профилю бедности.

Один из авторов исследования, директор Института социальной политики ВШЭ Лилия Овчарова пояснила вчера «НГ»: увеличение среди бедных доли детей связано с тем, что в России социальные программы, направленные на борьбу с бедностью, ориентированы в основном на поддержку пожилых. В итоге показатель общей бедности в России сокращался преимущественно из-за того, что переставали быть официально бедными люди старших возрастов.

«У нас каждому пенсионеру гарантирован индивидуальный доход на уровне прожиточного минимума. И если пенсия ниже этого минимума, то назначается компенсационная доплата», – поясняет эксперт. Овчарова подчеркивает, что речь идет о гарантиях для пенсионеров именно индивидуального дохода. Если же пенсионер живет в семье с детьми или с неработающими взрослыми, то в этом случае душевой доход на каждого члена в домохозяйстве, включая пенсионера, будет, конечно, ниже величины прожиточного минимума. Именно душевые доходы на каждого члена в домохозяйстве и учитывает официальная статистика.

<tbody> </tbody>
Будущее детей зависит в том числе от того,
какие приоритеты ставит перед собой
государство. Фото PhotoXPress.ru

Овчарова продолжает: для детей таких же программ поддержки, как для пожилых, у нас нет. Можно упомянуть разве что «региональное пособие, но оно очень маленькое и не выводит семьи из бедности». В целом же, как поясняет эксперт, в России заметен крен в сторону стимулирования рождаемости, но не поддержки родившихся: «Мы стимулируем рождение детей. А на что эти дети, эти семьи будут жить, есть ли у нас инструменты борьбы с их бедностью? Мы на эту тему не думаем».

Новый майский указ и социальные меры, провозглашенные президентом, эту проблему не решают, считает Овчарова. «Новые меры опять связаны с демографией. Но демография и бедность – это разные вещи. Новые меры помогут незначительно снизить бедность среди семей, в которых родился первый ребенок. Но эти положительные изменения будут столь незначительны, что на статистически значимом уровне мы их даже не заметим», – полагает исследователь.

Одна из национальных целей майского указа президента – снижение уровня бедности в два раза к 2024 году. Но, как утверждает Овчарова, в подпроектах указа не найти ключевых показателей, доказывающих, что эти проекты действительно будут способствовать снижению бедности.

Напомним, ранее вице-премьер по социальной политике Татьяна Голикова отметила, что самая сложная задача из майского указа президента – снижение бедности в два раза к 2024 году. «Безусловно, эта задача зависит от того, насколько качественно и какими темпами будет развиваться наша экономика. Поэтому весь набор мероприятий, который будет отрабатывать не только социальный блок, но и все правительство, нацелен в первую очередь на увеличение темпов роста российской экономики с целью... обеспечить благосостояние наших граждан», – поясняла Голикова.

Каким образом можно снизить бедность в семьях с детьми? Например, можно содействовать занятости родителей и можно, конечно, наращивать экономический рост, благодаря которому будут создаваться рабочие места. По замечанию Овчаровой, если на рынке труда нет рабочих мест, то родители (прежде всего мужчины) уходят в неформальный сектор, а это, как правило, несистемная работа, тяжелый труд и низкие зарплаты.

«На такую тему в проекте по занятости никто не задумался. В проекте по демографии мы думаем о рождаемости. А если надеяться только на экономический рост, то для того чтобы сократить бедность в два раза, нужен ежегодный экономический рост на 8%. Страна же максимум если выберется на 4% роста», – замечает Овчарова. В итоге, по ее словам, нужны специальные меры поддержки семей с детьми через систему социальных пособий. «Я этих мер не вижу», – говорит она.

Главный же вывод – очень высока вероятность, что детская бедность уже стала системной проблемой России. Ведь получается, что страна вошла в цикл самовоспроизводства бедности: когда в малоимущей семье появляется ребенок, он, к сожалению, с рождения чуть ли не обречен на бедное существование.

Как говорит Овчарова, например, в советское время выравнивающую функцию выполняла школа, она становилась инструментом смягчения последствий бедности в семьях с детьми. «Дети из не очень благополучных семей, а чаще всего это были семьи с низкими доходами, становились предметом особой заботы учителей. Существовали программы борьбы со школьной неуспешностью. Если школьник был не успешен, то это становилось головной болью не только самого ребенка и его семьи, но и учителей», – поясняет Овчарова. «Во всем мире это тоже уже так. Есть специальный педагогический состав, который работает на преодоление школьной неуспешности, – добавляет эксперт. – У нас это выпало из функционала школы. Поэтому сейчас мы можем сказать, что риски системной бедности в нашей стране очень высоки».

Комментарий, полученный «НГ» от Минтруда, подтвердил некоторые опасения экспертов по поводу крена в сторону стимулирования рождаемости. «Действительно, появление детей отражается на доходах семей. Поэтому в последние годы были введены новые меры по поддержке семей с детьми. Например, с 2019 года: ежемесячная выплата при рождении первого ребенка (федеральный бюджет) и ежемесячная выплата при рождении второго ребенка (федеральный бюджет – материнский капитал). Величина пособий устанавливается в размере прожиточного минимума для детей в соответствующем регионе. Пособия можно направить на любые услуги и товары, нужные ребенку», – напомнили в ведомстве Максима Топилина.

В пресс-службе также добавили: «Показывает эффективность такая форма государственной поддержки, как социальный контракт. Социальный контракт – соглашение, которое заключается между малообеспеченным гражданином и органом социальной защиты населения и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, а гражданин – реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации».

«Программа социальной адаптации – разработанные органом социальной защиты населения совместно с гражданином мероприятия, которые направлены на преодоление им трудной жизненной ситуации. К таким мероприятиям, в частности, относятся: поиск работы; прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; ведение личного подсобного хозяйства; осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации (устройство ребенка в школу и т.п.)», – пояснили в Минтруде.

Социальная помощь на основании соцконтракта оказывается практически во всех регионах страны. В 2017 году средний размер единовременной денежной выплаты семьям с детьми в рамках социального контракта в среднем по субъектам РФ составил 38,4 тыс. руб., уточняют в ведомстве. Но в некоторых регионах средний размер единовременной выплаты выше: например, в Сахалинской области он превышает 175 тыс. руб. «По завершении социального контракта около половины малообеспеченных семей улучшили свое материальное положение и преодолели бедность», – обращают внимание в Минтруде.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх