На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Александр Третьяк
    Идиотизм. Это решается легко и быстро. Приезжает ОМОН все крушит затем все что осталось от рынка и торгашей вывозится...“ЗНАЧИТ, ОНИ — ВЛ...
  • Александр Третьяк
    Реклама?😀“ЗНАЧИТ, ОНИ — ВЛ...

Почему от России одна за другой отворачиваются постсоветские страны?

 

Если мы захотим снова сделать Россию магнитом для бывших республик СССР, необходимо внедрение положительной идеологии. Люди должны увидеть, что страна существует не для олигархов и чиновников, а для всего народа.

 

Ситуация с Украиной в последние годы стала показательным примером того, как Россия теряла своих ближайших соседей. Она не работала с Украиной так, как с ней работали страны Запада, воздействуя на гражданское общество и формируя общественное мнение.

Результат – государственный переворот 2014 г., внедрение радикальной националистической идеологии и война в Донбассе. Сейчас же это привело к прямому вооруженному столкновению России с Украиной.

Но не только Украина показывает нездоровый характер отношений между Россией и бывшими республиками СССР. Можно даже сказать, что у России «пылающее» ближнее зарубежье.

Казахстан только на первый взгляд кажется союзником: никаких заметных признаков союзнического поведения со стороны Казахстана нет. Ввод миротворцев ОДКБ в январе 2022 г. не повлиял на улучшение во взаимоотношениях между Россией и Казахстаном. Более того, Казахстан занимает нейтрально-враждебную позицию как по операции на Украине, так и по санкциям Запада в отношении России.

Ситуацию еще более усугубляет проблема усиления националистических настроений в этой стране: резко встают вопросы о снижении статуса русского языка, о переходе казахского языка на латиницу, о меньшей представленности коренного русского населения во власти.

 

Молдавия постоянно колеблется между ориентацией на Россию и ориентацией на Евросоюз (и в частности на Румынию). Сейчас у власти находятся прозападные силы, которые внимательно наблюдают за ходом спецоперации России на Украине. По итогам этого противостояния Молдавия может предпринять дальнейшие шаги по интеграции с ЕС и даже присоединиться к Румынии, а также попытаться решить конфликт с Приднестровьем военным путем.

 

Военный конфликт Армении и Азербайджана в Нагорном Карабахе осенью 2020 г. продемонстрировал ослабление позиций России в Закавказье и резкое усиление позиций Турции. Более того, даже после потери армянами значительных территорий в Западном Азербайджане конфликт не решен и может привести к новым военным действиям и дальнейшему ослаблению позиций России.

 

Грузия после войны августа 2008 года пока не пытается силой вернуть Южную Осетию и Абхазию. Но она не смирилась с потерей этих территорий и не собирается вести никакой диалог с данными республиками. То есть конфликт находится в замороженной фазе. При этом Грузия не собирается интегрироваться с Россией, а стремится в ЕС и НАТО.

 

Беларусь долгое время оставалась островком спокойствия на постсоветском пространстве. Но протесты августа 2020 г. показали, что это спокойствие было иллюзорным. Значительная часть белорусов вышла на протесты против сохранения существующей модели развития страны и против долгого нахождения у власти лично президента Лукашенко.

Но, как оказалось, многие белорусы не хотят интеграции с Россией, а рассматривают ЕС как желаемое направление интеграции. И нынешнюю поддержку президентом Лукашенко российской спецоперации на Украине стоит рассматривать как союз поневоле: это стало возможным после того, как Запад прервал всяческие контакты с белорусской властью.

 

Все это показывает, что у России нет эффективной стратегии на постсоветском пространстве.

Попытка укреплять интеграцию через такие организации, как ОДКБ и Евразийский союз, не показали заметного эффекта. Страны, которые входят в эти организации, используют их в «одностороннем» режиме: пользуются теми преимуществами, которые они дают, но не спешат оказывать помощь своим союзникам, особенно России.

Как же так получилось, что интеграция на постсоветском пространстве оказалась больше на словах, чем на деле?

Во-первых, к этому привело отсутствие проекта развития России. Следствие – отсутствие внятной стратегии интеграции на постсоветском пространстве.

За более 30 лет существования современной России так и не было выработано понимание, в каком направлении мы движемся. В 90-е и 2000-е гг. российская власть пыталась встроиться в западный проект, предполагая, что в этом проекте для России будет отведена достойная роль. Однако России в этом проекте отводилась роль сырьевой полуколонии Запада.

К концу 2000-х российскому руководству постепенно стало приходить это понимание, что отразилось в содержании Мюнхенской речи Путина в 2007 г.

Однако никакого проекта собственного развития так и не было выработано. В итоге Россия продолжила двигаться в фарватере западноцентричного проекта. В экономике, социальной сфере, образовании, здравоохранении наша страна опиралась на рекомендации и проекты западных организаций, таких как МВФ, Всемирный банк, ВОЗ. Деградация культуры также происходила в фарватере деградации культуры Запада.

Очевидно, что страна, не имеющая собственного проекта развития, не притягивает к себе своих соседей. Соседи могут поддерживать хорошие отношения, заявлять о готовности к интеграции для получения экономических выгод или военной защиты. Однако реальной всеобъемлющей интеграции в таком случае происходить не будет.

Более того, руководство РФ делало ставку на неолиберальный подход, следовательно, рассматривало экономическую выгоду как основу взаимоотношений между странами. При этом придавалось малое значение информационной работе, налаживанию связей между людьми, образовательным программам в странах ближнего зарубежья.

Все это приводило к тому, что работой с гражданским обществом на постсоветском пространстве активно занимались наши противники или открытые враги. Происходило медленное, но верное переформатирование сознания наших бывших соотечественников по СССР в сторону враждебного отношения к России.

 

Во-вторых, к этому привела непривлекательная наша «олигархическая» социально-экономическая модель. Она не притягивает, а отталкивает наших соседей.

Олигархи активно выводили деньги за границу, зачастую не только не создавая новые производства, но и не вкладывая даже необходимые средства в обновление и ремонт действующих предприятий. При этом гражданам платились мизерные зарплаты, пенсии и пособия. Все это приводило к тому, что значительная часть населения страны оставалась бедной и нищей. А разрыв в доходах между богатыми и бедными достигал значений самых отсталых африканских и латиноамериканских стран.

Очевидно, что такая модель не может привлечь наших соседей. В этих странах и так устали от собственных олигархов и нищеты. Неслучайно на Украине протест 2013-2014 гг. начинался именно как протест против олигархов и нищеты, которые и должен был помочь искоренить Европейский Союз.

О том, что пересмотр существующей социально-экономической модели давно перезрел, свидетельствует хотя бы выступление президента Казахстана Токаева на Петербургском международном экономическом форуме 2022 г. Токаев заявил, что Казахстан будет возвращать в государственную собственность активы, которые были незаконно приватизированы, и возвращать в страну финансовые ресурсы, незаконно выведенные за рубеж. Все это в рамках борьбы с несправедливостью и социальной депрессией.

Важно, что предыдущий президент Казахстана Назарбаев проводил именно неолиберальную политику с опорой на олигархов и транснациональные компании. Все это привело к высокому уровню расслоения между богатыми и бедными, высокому уровню нищеты, ощущению социальной несправедливости. Именно это стало одной из причин того, что люди поднялись на протесты в Казахстане в январе 2022 г.

Таким образом, уже даже в Казахстане поняли, что для дальнейшего развития страны необходимо менять социально-экономическую модель. Неизвестно, в какой степени будут реализованы задуманные меры, но здесь важно понимание казахстанскими властями, что действовать по-старому уже нельзя.

 

В-третьих, интеграции мешает отсутствие привлекательной идеологии в России. Официально идеологии в России нет. Но на практике в нашей стране реализуется неолиберальная идеология: свобода обогащения для избранных при минимуме ответственности перед страной.

Очевидно, что такая идеология не является привлекательной для граждан, потому что она не направлена на простых людей. В ней нет минимальной справедливости, которую ищут граждане в идеологии государства. В странах с такой идеологией проявляются нищета и бедность значительной части населения. Расслоение между богатыми и бедными ненормально большое.

Важно, что в самых либеральных странах Запада нет такой парадоксальной ситуации: когда олигархи платят ничтожно малые налоги, а основная часть населения получает мизерные зарплаты и пенсии.

Очевидно, что подобная идеология отталкивает народы стран постсоветского пространства. Чрезмерный «экономизм» во взаимоотношениях с этими странами только ухудшает ситуацию.

Так что если руководство страны захочет снова сделать Россию магнитом для бывших республик СССР, то внедрение положительной идеологии просто необходимо. Люди должны увидеть, что страна существует не для олигархов и чиновников, а для всего народа. Люди должны увидеть, что ресурсы страны распределяются справедливо между гражданами. А любой талантливый человек будет востребован системой и сможет вносить реальный вклад в развитие страны.

Таким образом России необходимы коренные перемены во всех сферах жизни. Без этих перемен Россия не только не сможет объединить своих ближайших соседей, но и рискует потерпеть крах в нынешнем противостоянии с Западом. Нашей стране необходимо обрести национальную идею, проект развития, идеологию и построить справедливую социально-экономическую модель общества.

А уже как следствие – получить прорыв в реальной интеграции со своими соседями.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх