Если вы увлекаетесь историей, то пройти мимо феномена Тартарии у вас вряд ли получится. Это одна из самых стойких, живучих и веселых конспирологических теорий, существующих в рунете. Есть в ней много прекрасного, мне, например, особенно нравится история про прямую ядерную бомбардировку Первопрестольной, стоившую Наполеону армии. Это одна из лучших иллюстраций тезиса «верю, ибо абсурдно», которую я встретил в жизни.
Я не буду писать о том, кто и зачем ее продвигает. Блог и так практически в бане.
Есть тема поинтереснее.
Как и всякая конспирологическая теория, феномен Тартарии содержит в себе некоторую часть реальной истории, тщательно утерянной халатными или предвзятыми профессионалами. И да, как и всегда, в статье - ноль конспирологии, просто история последней великой кочевой империи из абсолютно общедоступных источников. Сгинувшей по историческим меркам совсем недавно, во второй половине XVIII века.
И история ее крушения до боли напоминает трагедию нашей собственной Смуты. Есть даже прямой аналог Дмитрия Угличского.
Китайцы называли ее империей Дадань. Русские источники знали ее как Джунгарское, Ойратское и Зенгюрское ханство. Для настрадавшихся от ее деятельности жителей Средней Азии она же - орда калмаков/калмыков.
Обычно ее представляют как крошечное дикое государство, погрязшее в бесконечных междоусобицах, состоящее из нескольких несвязанных орд, век наводивших ужас на соседей и периодически вассальных России.
Все это более-менее неправда.
А правда – такая.
Рождение ойратского этноса принято относить к временам страшной гражданской войны, потрясшей все части империи Чингизидов во второй половине XIV века. Практически все улусы мировой кочевой империи разделились на части по весьма показательным границам. Империя Юань (Китай и Монголия) разделились на собственно Китай (династия Мин), степняков (Северная Юань) и северян-лесников (будущая династия Цинь). Держава Чагатаев (Средняя Азия и окрестности) разделилась на Могулистан (степи и горы, правят ханы Чингизиды из династии Чагатая) и Туркестан (плодородные и культурные земли между Сырдарьей и Амурдарьей, на тот момент правят Тимуриды, не Чингизиды, родственники по женской линии). Аналогичные процессы идут в Золотой Орде, где север (Россия и Литва) впервые бросил вызов югу (собственно Ордам, к концу процессов преимущественно ногайским)
Везде похожая схема – степняки со своими Чингизидами против земледельцев с альтернативными династиями, освоившие монгольские приемы войны (или купившие носителей), разделенные не только способом хозяйствования, но и религией, традициями и мироощущением.
Ойраты стали первыми, кто отказался от этой привычной схемы. Отказавшись от наследия Чингиса, даже бросив ему вызов, они создали свое государство, династию и историю. В 1399 г. джунгары взбунтовались против монгольской династии Северная Юань и создали первое Ойратское ханство (Дербен-Ойрат). Его основатель, тайши (князь) Угэчи-кашка убил законного монгольского хана Элбега, сам занял монгольский престол под именем Оруг Тэмур-хана, отменил прежнее название Юань и назвал новое государство Дадань. В 1449 г. его родственник Эсен-тайши, провозгласивший себя монгольским ханом (на что, не будучи чингисидом, прав не имел), совершил поход против Китая. Джунгары разгромили огромную китайскую армию, причём погибли многие полководцы и вельможи, а император Чжу Цичжэнь попал в плен. Джунгарская армия осадила Пекин. В конце концов был заключён мирный договор, по которому империя Мин признала Монголию, которой правили джунгары, равноправной Китаю державой. Не менее кровожадны были ойраты и по отношению к западным соседям. Они не только разгромили Чагатаев, и так настрадавшихся от Тамерлана, но и нанесли тяжелое поражение в 1456 году основателю узбекского ханства Абулхайру.
Казалось, возвращается могущество Монголии, но этого не случилось. Эсен-тайши поссорился с джунгарскими аристократами, потерпел поражение борьбе с ними и погиб. В 1468 г. объединённые силы монголов во главе с императрицей Мандухай-Сайн-Хатун разгромили джунгаров. Империя Юань вернулась, хоть и не навсегда. Завоевания на западе были потеряны, где власть вернули чингизиды из династии Чагатаев и Тукатимуридов.
Пометки на полях.
Именно к этим событиям (середина XV века) традиционная история относит рождение сразу трех среднеазиатских этносов. Узбеками называли сторонников хана Абулхайра (Тукатимурид), пришедших с ним из Белой Орды. Казахами – часть узбеков, отделившихся от него с ханами Джанибеком и Киреем, и ушедших в Семиречье, где им выделил земли правитель Могулистана из династии Чагатаев. Киргизами стали части армии ойратов, пришедшие из Тувы и оставшиеся на новых землях после первого коллапса державы Ойратов. Они приняли собственного хана из династии Чагатаев. С бывшими союзниками они воевали, первый хан Ахмед остался в легендах с ойратским прозвищем Алачи (Олочи) – убийца.
Впрочем, киргизами русские и уйгурские источники называли тогда и тех, и других. И так было почти всегда. В русских источниках это название встречается еще и для племен окрестностей Минусинской котловины, центра силы державы енисейских киргизов из VIII-X века. Первым именем автономного тогда Казахстана, если кто не помнит, в 1924 году было Киргизская АССР (собственно Киргизию тогда назвали Кара-Киргизской автономной областью, «кара» на тюркских языках - черный, в переносном смысле – горный). Имперские власти в 1870-х начинали с деления жителей Средней Азии на киргизцев и сартов, используя эти термины для кочевых и оседлых аборигенов.
Но, справедливости ради, «Казацкая Орда» и «Казацкой Орды царь» в приложении к потомкам Жанибека в русских летописях времен Грозного встречается. Официальное название в них же - «Урусов царев юрт», по аналогии с «Тохтамышев царев юрт» для Крыма и «Темиркутлуев царев юрт» для Астрахани. Новости о них в русские летописи в основном попадали от ногайцев.
Любопытно, что киргизский и казахский относят к кипчакской группе языков, а вот узбекский и уйгурский – к карлукской. Сильно похоже на историю завоевания с востока, разорвавшего державу Чагатаев ровно пополам. Но неточно.
Ну и люди тогда мыслили категорией рода, оммажа (присяги) и религии, а не этноса, национальной принадлежности и культуры как сейчас.
Конец пометок на полях
Но джунгарам не впервой было восставать из пепла. Они состояли из осколков племён, в своё время оказавших максимальное сопротивление Чингисхану - найманов, караитов и меркитов. Есть даже гипотеза, что прародителем их династии является Ван-хан, долгое время бывший покровителем юного Темучина, но позже не поделивший с ним власть и погибший в проигранной Чингису войне. Их слияние породило новые племена – чоросов, дербетов, хошутов, торгутов, хойтов. В правление Хубилая (1261-94) именно предки джунгаров были ударной силой восстания Ариг-буги и тридцатилетнего отчаянного сопротивления, оказывавшегося имперским армиям повстанцами Хайду.
Около 1570-х джунгары вновь отделились, и на этот раз - до конца своего исторического существования. В начале XVII века князь джунгарского племени чорос Хара-Хула вместе с нойоном хошутов Байбагас-Батуром создали конфедерацию четырёх джунгарских племён, которые стали независимыми от монгольских ханов Юань.
В начале XVII века часть их двинулась на запад. Сначала в Южную Сибирь и Казахстан, потом на Волгу и междуречье Сырдарьи и Амударьи. В процессе разгрому подверглись ногаи, казахи, киргизы и каракалпаки с заходом в Туркестан и Могулистан. Торгутский тайша Хо-Урлюк переселился со своим племенем на Волгу, Южный Урал и в волго-донское междуречье. Там образовалось отдельное Калмыцкое ханство, не прерывавшее связь с Джунгарией. Обычно его пытаются выставить вассалом Москвы, но это крайне странное мнение. Наличие межгосударственного договора (шерсть или шарт-наме) и участие отдельных контингентов в войнах на стороне Москвы никак не отменяют собственной реальной политики с послами в Китай и Турцию и (из песни слова не выкинешь) периодических осад русских городов и набегов. Про какой-то вассалитет можно говорить только с 1750-х, после разгрома собственно Джунгарии Китаем, но и то с оговорками.
В 1660-х джунгары присоединили к своим владениям Урянхай (Туву), где обосновался еще один сепаратист Шолой Убаши-хунтайджи (в русских источниках Алтан-хан). С русскими в Сибири они почти не воевали, но поддерживали сепаратистов Западной Сибири и верховьев Енисея. Попытки русских первопроходцев зайти в степь и основать там опорные пункты последовательно пресекались правильными осадами и беспощадными набегами.
Пометки на полях.
Их примером может быть трагическая история Ямышевской крепости. Основал ее в 1715 году Иван Бухгольц с трехтысячным русским отрядом. А уже в марте 1716 израненные остатки ее гарнизона (менее 700 человек) покинули ее руины, оставив победившим джунгарам орудия и казну (более 200 000 тогдашних рублей). Подкрепления тоже не дошли, оставшись лежать в негостеприимных степях.
На всякий случай для сравнения - Полтаву от шведов обороняли сопоставимые силы, составлявшие около 4 тысяч русских пехотинцев
Это уже петровское время, регулярная армия, честная правильная осада, проведенная сравнимой по выучке и технологиям армией.
Параллельно подозрительно синхронно сгорели Саратов и Иркутск. Глубоко не копал от чего или кого.
Конец пометок на полях.
Джунгарское войско в 1637 году в Тибет привел князь племени хошутов Гуши-хан. В процессе всё племя переселилось на берега Кукунора (ныне - провинция Цинхай КНР). Гуши-хан не вернулся в Джунгарию, а объявил себя царём Тибета, разделив власть с Далай-ламой Агван Лубсан-чжамцо, причём Далай-лама стал духовным лидером всех монголов. В 1640 г. калмыкские, монгольские и джунгарские феодалы провели Джунгарский съезд, на котором было принято «Великое Степное уложение» - свод законов, а также был утверждён «желтошапочный» буддизм в качестве общенациональной религии всех монголов.
Пометки на полях.
Джунгары почти воскресили Монгольскую империю из 1240-х, рационально разделили исполнительную власть между тремя ханами, создали общий свод законов – и всё это под эгидой собственного духовного лидера с оригинальным религиозным учением.
Внимание вопрос.
Чем это так уж отличается по уровню и статусу от России, Османской империи и империи Габсбургов примерно тех же времен?
Конец пометок на полях.
Наиболее известны три ее правителя. В 1677 г. князь племени чорос Галдан Бошогту провозгласил себя ханом Джунгарии. Галдан был выдающимся полководцем и талантливым дипломатом. В 1679-84 гг. он завоевал Восточный Туркестан (Синьцзян), поставив во главе уйгурских городов вассальных беков, разбил казахов и тянь-шаньских киргизов, заставив их признать джунгарское подданство, разорил Ферганскую долину и подчинил богатые среднеазиатские города Сайрам, Ташкент, Шымкент и Тараз.
Джунгария стала огромной страной: она охватывала Западную Монголию, Кукунор, Тибет, современные Синьцзян, большую часть нынешних Казахстана и Кыргызстана, Туву, Хакасию, Алтай, Кузбасс, юг Красноярского края, и формально – обширные степные пространства по берегам Яика и Нижней Волги, а также степи Северного Кавказа.
Галдан попытался восстановить единство монголов. Вмешавшись в междоусобицу восточномонгольских феодалов, в 1688 г. джунгары захватили Халху. Это был его последний подвиг. В 1689 году его племянник Цэван-Рабдан совершил переворот и захватил власть в Джунгарии.
Занятие Халхи вызвало войну Галдана с Империей Цин. Она затянулась до 1697 года, но несмотря на все его подвиги, закончилась поражением.
Мятежный племянник Галдана Цэван-Рабдан оказался энергичным правителем, но столкнулся с тем же противником, а китайский император Канси был одним из могущественнейших правителей в мировой истории. В это время в Джунгарии появляются русские старообрядцы, уходившие от репрессий Петра I, и даже пленные шведы. Ханы следили за технологическими новинками - джунгарские ружья оснащались затворами шведского типа, а пушки по своему качеству мало уступали европейским.
Цэван-Рабдан разбил взбунтовавшихся казахов и уйгуров, превратил в данников каракалпаков на берегах Аральского моря, захватил Самарканд и Ходжент. Цэван-Рабдан также потерял Тибет в тяжелой войне 1716-20 г. Главным призом Канси стал далай-лама и его бесспорный авторитет в буддийском мире. Примерно тогда же казахские ханы присягают России.
Накопившиеся противоречия между Джунгарией и Китаем (если корректнее - Дадань и Цин) вылились в страшную полномасштабную войну 1729-37 в Халхе, завершившуюся равноправным договором т.е. победой Джунгарии по очкам, но без присоединения Халхи.
После смерти Галдан-Цэрэна его наследники передрались между собой. В итоге престол захватил один из сыновей хана Лама-Дорджи, но против него выступили нойоны Амурсана и Дабачи. Они при помощи казахского Среднего жуза свергли хана, но передрались уже между собой. Амурсана бежал в цинскую Халху (с ним ушло 20-тысячное войско) и обратился за помощью к императору Китая Цяньлуну.
Пометки на полях.
Его история до боли напоминает историю жизни и борьбы Дмитрия Угличского – легитимного, но нелюбимого знатью наследника, обратившегося за помощью к стратегическому противнику и горько об этом пожалевшему.
Сгинувшему де-факто от его же (противника) рук.
Конец пометок на полях.
В 1755 г. огромная цинская армия, при которой находился нойон Амурсана, вторглась в Джунгарию. Джунгары на этот раз оказали маньчжуро-монголо-китайской армии весьма слабое сопротивление (прямо как и наши предки в 1608 армиям Рожновского и Сапеги). Дабачи схватили и передали имперцам союзники-уйгуры. Правда, его приняли ласково, отвезли в Пекин, удостоили высокого звания цинь-вана (вассального царя) и отравили в 1759 (ущипните меня кто-нибудь, а то это так напоминает историю царя Василия Шуйского)
Император Цяньлун издал указ о включении Джунгарии в состав империи Цин, а Амурсану назначил своим наместником. Однако тот поднял восстание. Но сил у страны уже почти не было. А император Цяньлун решил раз и навсегда покончить с джунгарской угрозой. В 1756 г. бесчисленное воинство (манчжуры в артиллерии, китайцы в пехоте, халха-монголы и джунгары-ренегаты в кавалерии) вошло в Джунгарию и прошлось по ней огнем и мечом. Разгром был полным. Потери населения оцениваются в чуть не миллион человек. Остатки ушли в Сибирь и в Среднюю Азию к бывшим данникам казахам и киргизам.
Отборный тумен нойона Цэрэна ушёл в Калмыкию. В сентябре 1757 г. Амурсана умер от оспы в Тобольске, его родственники и окружение тоже отправилось к Волге. Но воссоздать там империю не удалось. Она там уже была. Чужая. Россия пыталась крестить калмыков, посадить их на землю, переделать в казаков и ограничивала их земли, власть хана. И силы тоже были очевидно не равны.
В 1771 г. основная часть калмыков (примерно 170 тысяч человек из 230) под руководством Убаши-хана совершили т.н. Торгутский побег или «Пыльный поход» - переход через весь нынешний Казахстан на территорию Джунгарии. На начальной стадии похода калмыки смели русские пограничные крепости и разгромили яицких казаков и казахов Малого Жуза, пытавшихся остановить беглецов. Впрочем, вряд ли так уж сильно старавшихся. Источники полны запросов на подкрепления, без которых действовать «никак не мочно». Кровожадность казахов Среднего и Старшего Жузов тоже зависит от источника. В некоторых джунгары прорывались, бросая женщин, детей и скарб, в других казахи дали дорогу без боя по требованию богдыхана, вассалами которого тогда себя признали. Истина где-то посередине. Ну или рядом.
Лучше всего русское отношение к случившемуся описал Сергей Есенин (устами атамана Кирпичникова из «Пугачева»)
Но мы ничуть, мы ничуть не испугались,
Что кто-то покинул наши поля,
И калмык нам не желтый заяц,
В которого можно, как в пищу, стрелять.
Он ушел, этот смуглый монголец,
Дай же Бог ему добрый путь.
Хорошо, что от наших околиц
Он без боли сумел повернуть.
Уцелевшие были приняты цинскими властями и поселены на бывших джунгарских землях. С Убаши китайский двор обошелся по привычной схеме – принял, обласкал, дал пышный титул и почти сразу отравил. Джунгары остались на бывшей родине на условиях казаков китайского императора, стороживших Синьцзян (новую границу в дословном переводе) от набегов узбеков, казахов и киргизов и давивших нередкие уйгурские восстания.
В настоящее время потомки джунгаров, на время воссоздавших огромную степную империю, проживают в Калмыкии, в западных аймаках Монголии, на севере китайского Синьцзян-Уйгурского автономного района и в китайской провинции Цинхай, на озере Кукунор. Есть ойратские роды и среди казахов с киргизами. О былом величии Джунгарии напоминают только немногочисленные развалины джунгарских крепостей да вырубленные в скалах изображения Будды недалеко от Семипалатинская и в окрестностях озера Иссык-Куль.
Её история немного табу для официальных историков. Ее демонизация стала основой имперской экспансии Цин, сопровождавшейся вполне успешной пропагандистской компанией. Китайцы ее продолжают, делая исключение разве что для рейда Убаши-хана.
Киргизы и казахи так и не простили страшных разгромов XVII века и вассалитета. Борьба с калмаками/джунгарами стала не только частью истории (в Манасе, главном эпосе киргизов, в основном с ними и сражаются, изредка отвлекаясь на Китай), но и частью культурного кода. Наличие ойратского влияния как и ойратской крови обычно с гневом опровергается местными историками.
Русские историки тоже зачем-то переносят подчинение и освоение степи из XIX века чуть ли не в эпоху Грозного и ужами крутятся, выдавая равноправные договора за присягу, а огромную соседнюю империю за скопище варварских племен. Никто из них так и не решился на тот же подвиг, который Вадим Винцерович Трепалов совершил для ногайцев. Жаль.
Пометки на полях.
«История Ногайской Орды» В.В. Трепавлова – одна из любимых моих книг по ордынской и российской истории. Она есть во вполне себе открытом доступе.
Искренне жаль, что этот прекрасный историк и человек уже больше года как не с нами.
Конец пометок на полях.
Во времена национального размежевания первой половины ХХ века у ойратов не нашлось влиятельных адвокатов, выбивших бы этому народу собственной республики или автономии. А без нее не нашлось историков, написавших бы жизнеописание этого когда-то великого народа. Даже имя Дадань (татары, официальное для династии) забыто, остались только ойраты. А от него до Татарии (Тартарии) один шаг.
Сон разума порождает чудовищ.
Свежие комментарии