Финал драматической геополитической интриги состоится 17 января. В этот обещающий стать историческим день президент России Путин и президент Ирана Масуд Пезешкиан, который приедет для этого в Москву, подпишут Договор о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве. Он делает подписантов не только ближайшими союзниками, но и открывает захватывающие перспективы сотрудничества во всех областях.
И конечно, позитивно повлияет на ситуацию в Евразии, Закавказье, Южной Азии. Обе страны, несмотря ни на что, должны быть вместе, помогая друг другу преуспевать и лучше подготовиться к борьбе с могущественными врагами.Запад и Израиль делали всё для того, чтобы Россия и Иран не сблизились ещё больше – всячески тормозили заключение этого договора, пытались вбить клин между Москвой и Тегераном, интригуя и соблазняя. Но они же и «помогли» Тегерану (Россия давно хотела подписать этот договор) не только преодолеть определённые сомнения, но и стать главной в нём заинтересованной стороной: побыстрее подписать, чтобы Москва, упаси Аллах, не передумала. Договор охватывает все сферы двустороннего сотрудничества и откроет новые горизонты в различных областях российско-иранского взаимодействия, включая оборону, энергетику, транспорт, промышленность, сельское хозяйство, культуру, науку и технологии. Конечно, не будет забыто и военное сотрудничество.
Подписание должно было состояться на саммите БРИКС в Казани, но иранцы тогда сказали, что там слишком людно и будет много суеты, поэтому давайте подпишем как-нибудь потом. Москва с этим вежливо согласилась. А затем в США состоялись президентские выборы, на которых победил большой ненавистник Ирана – Дональд Трамп, и Тегерану стало окончательно понятно, что никакими «братьями» американцы иранцам никогда не станут. А тут ещё произошла катастрофа в Сирии…
Обратим внимание: о предстоящем подписании документа сообщило иранское посольство в Москве. Но главное – это дата: событие состоится за три дня до инаугурации Трампа, который симпатизирует сионизму и Израилю и терпеть не может Иран. И даже, возможно, был бы готов его бомбить вместе с израильтянами, чтобы Тегеран не обзавёлся ядерным оружием.
Эта угроза резко обострилась после недавнего усиления Израиля на Ближнем Востоке и потери Ираном Сирии – ведь теперь он точно захочет получить «ядерную страховку», чтобы израильтяне при поддержке США не вбомбили своих иранских врагов в руины в их собственной стране.
Теперь США и Израиль будут иметь дело не только с Тегераном, но и с Москвой. И поэтому, наверное, хорошо подумают: а не слишком ли дорого им обойдётся очередное кровопускание?
Чтобы лучше понять грандиозность происходящего, стоит напомнить, что подготовка документа была практически завершена уже в июне текущего года.
И ведь ещё зачем-то дважды приезжал в Тегеран в этом году секретарь Совбеза России Сергей Шойгу Вероятно, улаживать последствия неких западных интриг, с помощью которых наши общие враги пытались сорвать заключение договора.
Об одной из них даже пронюхали СМИ – Россия, дескать, поддерживает создание экстерриториального коридора между Турцией и Азербайджаном через юг Армении, который отрезал бы её от Ирана и привёл бы к укреплению позиций Анкары в регионе.
Москва успокоила Тегеран, что это не так. Почему России крайне выгоден договор с Ираном, ставшим с 1 января 2024 года членом БРИКС, несмотря на определённые риски, связанные с текущим политическим моментом? Вот почему.
Во-первых, интересы России и Ирана – геополитические, экономические, в сфере безопасности и так далее – в основном совпадают. Мы много чем можем помочь друг другу и в экономике, и в политике. И в целом, и в частностях. Иран был первым, кто помог России с беспилотниками в украинской войне, которых у нас вначале было мизерное количество, но которые уже так много решали на поле боя.
Другой пример – Закавказье, где необходимо сдерживать Турцию, держать в тонусе Азербайджан (для Баку, чтобы не быть слишком обязанным Анкаре карабахской победой, ограничение турецкого влияния теперь только выгодно, спасая от участи вассала), не позволить тюркским соседям сожрать Армению, с которой у Ирана ещё более уходящие в века отношения, чем у России.
Во-вторых, Иран – союзник России в борьбе с выпестованными Западом, прежде всего Британией и США, так называемыми исламскими террористами. Ни одного теракта в России шииты не совершили. Иран заинтересован в мире в Закавказье, стабильности в Афганистане, имеет союзников в ряде стран (Ирак, Йемен и так далее), которые могли бы быть полезными и России в гибридной войне с Западом.
В-третьих, Иран накопил ценнейший опыт, достойный изучения, в том числе Россией, как можно превратиться в развитую страну, развить промышленность, ВПК благодаря западным санкциям. У него очень интересная политическая система, которая на самом деле, несмотря на западные вопли о «режиме мулл», более демократичная, чем на Западе.
В-четвёртых, Иран – это единственный гарантированный выход России, для нашего экспорта и импорта, к целому ряду бурно развивающихся стран в Южной Азии и на Ближнем Востоке. Балтику и Чёрное море, которые соединяются с Атлантикой узкими проливами, можно легко блокировать. Там слишком много у России врагов. У Европы вообще нет достойного будущего.
В-пятых, в связи с этим наше будущее – это не только торговля с Китаем, Северный морской путь, но и международный транспортный коридор «Север – Юг» к Персидскому заливу и Индийскому океану, внешнеторговые и транзитные грузопотоки вокруг Каспия, газопровод с севера на юг по его дну, призванный заменить взорванные американцами «Северные потоки».
Почему это важно?
В настоящее время «хабом» для поставок русского газа в ЕС, который от него отказывается по политическим причинам, является натовская Турция, не признающая русским Крым и с претензиями на главенство в «Тюркском мире», страна, воевавшая с Россией по-крупному 15 раз.
Это сейчас, при Реджепе Тайипе Эрдогане, умело балансирующем сразу на нескольких стульях, Турция является для России «газовым хабом». Но что будет после неизбежного ухода «турецкого султана»? После неизбежного ухода (ибо не бессмертный) Эрдогана, его замены прозападным президентом Турция может показать России такие зубы, что никакого газа мы в Европу не продадим. Из чего Китай неизбежно сделает свои выводы, снизив закупочные цены. Этого не случится, если газовым «хабом» России в самом перспективном регионе мира станет неуязвимый для давления Запада Иран.
Иранское посольство в Москве рассчитывает, что соглашение о транзите русского газа через территорию Ирана – «один из важнейших экономических проектов двух стран» – будет реализовано в ближайшее время. Речь идёт о подписанном 26 июня «Газпромом» и National Iranian Gas Company стратегическом меморандуме. Согласно которому порядка 300 млн куб.м газа будет ежедневно – или около 110 млрд куб.м в год – поставляться из России в Иран через Каспийское море по его дну. Это составляет примерно 45% от сегодняшнего потребления газа страной, где он является главным источником энергии. По условиям соглашения излишки импортируемого газа Иран сможет перепродавать в другие страны.
Договор будет заключён на 30 лет и станет ежегодно приносить Ирану порядка 10-12 млрд долларов в год. Россия, у которой есть и будет большой излишек газа после закрытия европейского рынка, тоже хорошо заработает. Китай не сможет закупить весь свободный объём, проводя политику диверсификации поставок.
Цена за газ для Ирана составит, по расчётам, около 100 долларов за 1000 куб.м. Скажете мало? Да, в Европу по «Северным потокам» Россия поставляла газ дороже. Но его «нитки» – три из четырёх – американцы взорвали, а заработанные русскими за экспорт газа деньги европейцы заморозили, считай украли. А теперь ещё судятся с… «Газпромом» за срыв контрактов по поставкам газа, и этот балаган на самом деле только начинается! Какой бизнес выгоднее?
Для прокачки заданного объёма газа потребуются, по мнению экспертов, три-четыре «нитки», а для реализации проекта – лет пять, а то и больше. И ещё труднее сказать, сколько он будет стоить. Несколько десятков миллиардов долларов – точно. Опыт строительства у России есть.
А кто-то может сказать: как так! Иран занимает третье место в мире по добыче газа – после США и России, добывая его больше, чем потребляя. Это, конечно, так. Но всё логично. Газ хорошо продаётся на мировом рынке. Основные месторождения у Ирана на юге страны, а на севере, особенно зимой, остро ощущается его нехватка. Ирану, повторим, как раз не хватает для внутреннего потребления примерно того объёма газа, который намерена поставлять Россия.
Продавая большие объёмы голубого топлива Тегерану и далее, возможно, в Южную Азию по иранскому маршруту, Россия не только цементирует свои связи с Ираном, получившим в конце текущего года статус государства-наблюдателя при Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), но и приобретает эффективный рычаг воздействия на Турцию и Китай. Через некоторое время им придётся конкурировать за наш газ с Ираном, а возможно, и с Индией.
Нужно отметить в заключение два важных момента. Во-первых, развитие связей России с Ираном во всех областях полностью укладывается в новую парадигму международных отношений – регионализацию на обломках глобализации и способность защитить свои экономические и торговые интересы силой оружия. Значит, инвестиции не сгорят.
Во-вторых, прежде чем вступать в серьёзную конфронтацию с Западом (гибридная война, прокси-война и точечные удары – уже реальность), а Ирану ещё и с Израилем, обеим странам не мешало бы получше подготовиться к этому экономически и в военном отношении. Вот этим сейчас и надо будет заняться.
Араик Саргсян, академик, Президент Академии Геополитики Армении, Член РОИС РФ, бывший Почетный Консул С.Р. Македония в Армении
https://ruskline.ru/news_rl/2024/12/30/tonkaya_nit_persidsko...
Свежие комментарии