На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Владимир Карпов
    Действительно - укры как раз и являются Сепаратистами, пытаясь отделить себя от Русского  мира !!! А что делают с сеп...О русском национа...
  • Владимир Карпов
    Господи ...!!! Ну почему Путин не наведёт порядок в России ??? Ну невозможно нормально жить - везде бардак и никакой ...Жители Мариуполя ...
  • Валерий Симоненко
    Какая МЕРЗОСТЬ! Вот так ТЕРЯЮТ и ПРОДАЮТ Россию! ТАК победы России НЕ ВИДАТЬ, только позор и ненависть к ней!Жители Мариуполя ...

Когда что-то не идёт по плану, это плохо… или хорошо?

Единственно правильной реакцией на затруднения с исполнением наших планов является покаяние

Мы хотим, чтобы задуманное нами непременно исполнилось. Для чего ещё существуют планы, как не для того, чтобы жизнь наша выстраивалась в соответствии с ними? Когда всё идёт по плану, можно считать, что ситуация близка к идеальной; и это хорошо. Но с духовной точки зрения — хорошо ли?

Если мир всегда с готовностью прогибается под меня, то зачем мне Бог? Успех в делах искушает: легко посчитать, что ты управляешь реальностью. Достаточно верно оценить обстоятельства, приложить необходимые силы, и искомый результат будет получен. Профессионалы в гипотезе Бога не нуждаются, надо лишь понимать, как устроена механика сущего, и тогда всё будет зависеть от верной руки, которая в нужный момент перебросит передачу с одной шестерни на другую.

 Поэтому успешный человек естественным образом склоняется к атеизму. Но если он в силу каких-то причин (культурной среды или воспитания) сохраняет религиозность, это может быть ещё опаснее. Если я верю в Бога и при этом мои планы с завидным постоянством удачно реализуются, я могу прийти к мысли, что я угоден Богу. Что Бог действует через меня и мои планы осенены благодатью свыше. Я — агент Бога. Он принял и благословил то, что я делал вчера, следовательно, и сегодняшние мои действия — исполнение Его воли.

Если хорошо приглядеться, человеку, проникнувшемуся подобной убеждённостью, Бог тоже не нужен. Ему достаточно находиться внутри своих желаний, поскольку он уверен, что и Бог где-то здесь. Зачем переступать через себя, если следовать себе не только комфортно, но и богоугодно? Человек начинает измерять Бога собой и теряет способность воспринимать превосходящую его Истину. Развивается духовный аутизм.

Рано или поздно наступает момент, когда наши планы не выдерживают столкновения с реальностью, и тогда возникает необходимость в их коррекции. Профессионал, далёкий от религиозности, интерпретирует происходящее как погрешность в расчётах. Какие-то значимые факторы оказались не учтены, поэтому ситуация вышла из-под контроля. Понятно, что надо делать: необходимо заново произвести оценку всех обстоятельств и выработать новое решение с учётом уже всех факторов, включая и упущенные ранее. Принципиально же ничего не меняется. Независимо от того, как часто может требоваться переоценка, потребности ввести в картину мира Бога не возникает. Человек удовлетворяется тем, что, как он думает, каждая новая итерация, каждый новый цикл планирования повышает качество его понимания происходящего.

Если кризис настигает того, кто привык считать, что его поступки априори богоугодны, он интерпретирует это как проблему коммуникации между ним и Богом. Бог его не слышит. Сигнал не проходит, а значит его следует усилить. Язычник в таких случаях приносил жертвы, чем критичнее ситуация — тем более обильные или кровавые. Человек, исповедующий христианство, обладает знанием, что Бога нельзя купить, поэтому он ищет варианты, сохраняющие дух жертвы, но форма которых может весьма далёкой от простого увеличения суммы, бросаемой в ящик «для пожертвований». Например, он увеличивает милостыню. 

 Бог хочет, чтобы мы любили друг друга и брали чужое бремя на свои плечи. Поэтому если нельзя прямо заплатить Богу, можно помочь нуждающимся и этим поднять сумму своего счёта в «божественной бухгалтерии». 

 Другой вариант: дать Богу какой-нибудь обет. Это тоже вид платы, но не деньгами, а обстоятельствами своей жизни. Самое простое — увеличить молитвенное правило. Это кажется естественным: Бог не слышит меня, значит я мало и плохо молюсь; надо уделять молитве больше времени и внимания, и тогда она обязательно дойдёт до Бога. 

Иногда приходят к мысли, что улучшить проходимость сигнала можно за счёт изменения пространственной локализации канала. Надо приехать со своей молитвой в какое-нибудь особенно святое место. По большому счёту это тоже можно считать разновидностью обета: я трачу часть своей жизни на паломничество, Бог принимает эту жертву и отвечает на моё обращение к Нему.

К сожалению, значительная часть того, что мы называем духовной жизнью, состоит из таких вот усилий добиться от Бога исполнения наших собственных планов. Мы поднимаем цену, которую готовы заплатить, показывая, что для нас является подлинной ценностью. Это вовсе не молитва, не благодать, не ближний — всё перечисленное оказывается лишь средством, инструментом, с помощью которого мы хотим обрести желаемое. И если Бог не спешит нам дать то, что мы у Него просим (или даже вымогаем), то дело вовсе не в том, что Он нас не слышит (сердцеведец Бог знает каждое движение нашего сердца), а в том, что нельзя поощрять наше своеволие. Если мне удаётся, увеличив приложение сил, получать то, что я хочу, то довольно быстро семантическое ударение в этой фразе сдвинется с предмета на субъект: не так важно, ЧТО я хочу, как то, что Я ХОЧУ. Желаемое часто оказывается весьма сомнительным, чему нельзя удивляться: будучи грешными людьми, мы легко увлекаемся своими страстями.

Поэтому единственно правильной реакцией на затруднения с исполнением наших планов является покаяние. Бог, слышащий каждое наше дыхание, не остаётся безучастным. Он отвечает нам. И крушение планов — вовсе не следствие проблем с коммуникацией, в результате чего Бог отстраняется от наших обстоятельств, а результат проявления Божественной воли. Это ответ Бога на наши устремления, Его слово в диалоге с нами, который никогда не прекращается. Планы рушатся, потому что мы поставили неверную цель или шли к ней ложным путём. Или потому что мотив у нас был послужить себе, а не Богу. Собственно, иного способа показать человеку, очарованному своими планами, неправильность его состояния, кроме как их разрушив, пожалуй, и не существует. И крушение планов, каким бы оно болезненным для нас ни было, на самом деле — великое благодеяние Божие, знак Его заботы о нас. Бог хочет нашего спасения, а потому побуждает нас к покаянию.

Покаяние же заключается вовсе не в признании того, что изначальные планы содержали ошибку, после чего можно заняться её обнаружением и коррекцией планов. Истинное покаяние обращено не вовне, а внутрь себя. Оно состоит в выявлении не ошибок, а грехов. Наша порабощённость греху и есть причина наиболее тяжких наших ошибок. Если не видеть своих грехов и не бороться с ними, исправление своей какой-то частной ошибки ничего не даст: грех заставит нас ошибаться снова и снова. А когда человек начинает заниматься своими грехами, ему уже не до планирования своей внешней активности.

Получается довольно парадоксальная ситуация. Ставить себе цели и стремиться к их достижению кажется разумной стратегией, но на поверку оборачивается своеволием и отпадением от Божией воли. А рецепт нравственно правильных поступков состоит в том, чтобы противостоять внутри себя побуждениям греха, и это выливается в наиболее верные внешние действия. Впрочем, тут нет никаких открытий. Именно об этом говорит широко известная формула: «Делай что должно, и будь что будет».

Андрей Владимирович Карпов, главный редактор сайта «Культуролог»

Картина дня

наверх