На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Андрей Равдин
    Все вместе взятые комментаторы - это же готовые Генштаб и Минобороны! И куда только Путин смотрит?Другая СВО – быст...
  • Малик Гумеров
    "Почему сегодня власть против Ленина, но поддерживает белогвардейцев-предателей в России" - ПОТОМУ , что потомки этих...Почему сегодня вл...
  • Борис Тросницкий
    Увы, но в истории сослагательное неуместно, но… а кто сказал, что нельзя попытаться смоделировать несколько другое ра...Другая СВО – быст...

«Ленинградцы ни дня не чувствовали себя покинутыми и оставленными на произвол судьбы»

 
Улицы блокадного Ленинграда. Фотохроника ТАСС, 1941 год

 

Накануне праздника Победы появилось сообщение, что российская писательница, лауреат премии «Русский Букер» Елена Чижова в статье для швейцарской газеты Neue Zurcher Zeitung написала, что Иосиф Сталин виноват в блокаде Ленинграда и способствовал Гитлеру в уничтожении города. В частности, она заявляет: «Это малоизвестно: ненависть Сталина к городу поспособствовала планам Гитлера по его уничтожению. Два монстра-диктатора сыграли эту трагическую фугу в четыре руки», – пишет Чижова.
 
План Гитлера, согласно материалу Чижовой, очевиден: немецкий лидер выбрал удобную «научно обоснованную» (высказывание о блокаде эксперта вермахта по продовольствию Вильгельма Цигельмайера) позицию во избежание потерь «заморить голодом население Ленинграда, всех, включая стариков и детей». Также она считает, что из блокадного города сотнями поездов вывозилась продукция ленинградских заводов на Большую землю, но не было организовано снабжение города продуктами питания тем же путём. Все это имело место быть в связи с явной нелюбовью Сталина к Ленинграду из-за «самосознания его жителей», «их способности к независимому мышлению», которые «необходимо было вырвать с корнем для укрепления богоподобной власти». 
 
Ну зачем, казалось бы, реагировать на подобный бред, создавая лишнюю шумиху вокруг этого персонажа. Все так, если бы не величина фигуры Елены Чижовой. Она известный писатель, лауреат Букеровской премии, а значит имеет определенный круг читателей, то есть, по меткому выражению нелюбимого ей Сталина является, своего рода, «инженером человеческих душ». Кроме того, она является супругой историка Валерия Возгрина, официального представителя Меджлиса крымскотатарского народа Санкт-Петербурге, члена Датской королевской академии наук и искусств, автора многих монографий, в том числе Истории крымских татар в 4-х томах. Последняя работа вызвала яростный протест со стороны общественности. Так, 7 октября в Симферополе состоялась пресс-конференция на тему: «Мнение и оценка русскими организациями Крыма книги Валерия Возгрина «История крымских татар», организатором которой выступил Конгресс русских общин Крыма.
 
В пресс-конференции приняли участие депутат Верховного Совета Крыма от партии «Русское Единство», председатель Конгресса русских общин Крыма Сергей Шувайников, заместитель председателя Русской общины Крыма Анатолий Жилин, председатель Русской общины Белогорья (Белогорский район) Александр Глухов. Основной претензией к работе Валерия Возгрина стало то, что многие страницы издания носят, по мнению членов Конгресса русских общин Крыма, откровенно оскорбительный русофобский характер. Подобные цитаты из книги ими были отобраны и представлены журналистам и общественности в ходе пресс-конференции. В качестве примера можно привести несколько цитат из книги «История крымских татар», опираясь на сайт, где они были размещены. 
 
Цитаты из 1-го тома
 
Автор сравнивает русских с немецкими нацистами:
 
«Русские оказали на судьбы крымских татар влияние, сравнимое, может быть, лишь с историей двух других этнических «пар»: белых янки и североамериканских индейцев, немцев и восточноевропейских евреев» (с.9)
 
Автор не признает патриотизма у русского этноса в годы ВОВ:
 
«Коммунисты были частью этноса, у которого, как упоминалось в Прологе, патриотизм никогда не был особенно в чести» (с. 13)
 
Автор приводит нелепый аргумент в защиту коллаборационизма:
 
«Попав в такую неожиданную, фантастическую ситуацию с принудительным добровольчеством, крымские татары, весь народ мог прийти к единственному выводу: так судьба сложилась, и тут уж ничего не поделаешь» (с. 103)
 
Автор обвиняет русских в сталинском преступлении 1944 года.
 
«Ничем иным кроме слепой ненависти к нерусским, невозможно объяснить такой густой замес аморальности, такое нравственное падение русской диаспоры в Крыму весной 1944 г.» (с. 234).
 
Автор обвиняет русских Крыма в геноциде татар в мае 1944 года:
 
«Очевидно уже к 1940-м годам обычный антитатарский, т.е. великодержавный шовинизм… поднялся на качественно новый уровень, став в буквальном смысле слова смертельной ненавистью. Это не метафора – ведь сложилась ситуация, когда все, кто мог носить оружие, направили его на своих нерусских соотечественников с целью осуществления геноцида» (с. 235). 
 
Подобных цитат из книги Валерия Возгрина было подобрано и представлено на суд общественности достаточно много. Здесь мне хочется уточнить один момент. Признаюсь, я не мог взять на себя тяжелый труд изучения работы историка, но даже приведенные на сайте цитаты из его книги, явственно оставляют отпечаток вражды к русскому народу. То есть на лицо факт разжигания межнациональной розни, что дало право выступить в 2013 году Конгрессу русских общин Крыма с заявлением: «В связи с этим Конгресс русских общин Крыма от имени русских организаций, представляющих интересы русского населения полуострова, заявляет, что намерен обратиться в правоохранительные органы Крыма и Украины с требованием — дать правовую оценку высказываниям российского историка на предмет разжигания межнациональной и религиозной розни. Мы также намерены обратиться к коллегам профессора Валерия Возгрина по Санкт-Петербургскому государственному университету, чтобы они оценили его работу, допускающую откровенные оскорбления в адрес России и русского народа». 
 
Русское единство. Сайт о деятельности русской общины Крыма.
 
Поэтому ничего удивительного в высказывании писательницы Елены Чижовой нет. Она является благодатной ученицей своего известного супруга, и ее мнение конечно же согласуется с мнением учителя. Другое дело, что ее заявление это было сделано за два дня до праздника Победы, как будто с целью хоть как – то омрачить праздничное настроение. И ее заявление созвучно заявлению Л. Гозмана, потребовавшего отменить Парад Победы. 
 
Опровергнуть голословные обвинения Чижовой в адрес правительства СССР и лично И.В. Сталина не сложная задача, хотя все чаще приходится отстаивать правду даже там, где, казалось бы, она незыблема. Достаточно обратиться к источникам, воспоминаниям очевидцев, ответственных работников по обеспечению продовольствием Ленинграда, чтобы понять, что правительство предпринимало все необходимые меры по обеспечению города продовольствием и всем необходимым в условиях вражеской блокады. 
 
Когда Ленинград оказался в кольце блокады Сталиным были даны соответствующие указания ответственным работникам партии и правительства по обеспечению Ленинграда всем необходимым. Одним из таких ответственных работников, стоявших за обеспечением Ленинграда продовольствием с 1941 года, был А.И. Микоян. На тот момент он был председателем комитета продовольственно-вещевого снабжения Красной армии, а также членом Совета по эвакуации и Государственного комитета по восстановлению хозяйства освобожденных районов, с 1942 года был членом Государственного комитета обороны. Его воспоминания – ценный и, главное, доступный источник, который отображает картину снабжения блокадного города. Внимательно читая его воспоминания, можно сделать вывод, что еще до полной блокады Ленинграда предпринимались меры по обеспечению Ленинград продовольствием. «30 августа… было принято решение ГКО, которое обязывало НКПС направлять ежедневно, начиная с 31 августа, на станцию Лодейное Поле по 8 маршрутов продовольствия, по 2 маршрута боеприпасов и вооружения, по 1 маршруту горючего; НКМФ и НКРФ – выделить 75 озерных барж по одной тысяче грузоподъемностью каждая и 25 буксиров с грузами до Ленинграда. Выделить также один танкер НКВМФ и 8 наливных барж наркома речного флота с буксирами для перевозки горючего. Предусматривало также… и другое направление доставки грузов в Ленинград… ГКО обязал НКПС ежедневно, начиная с 31 августа, направлять на станцию Волховстрой по 2 маршрута продовольствия для перевалки на речные суда, а Наркомречфлот – подавать ежедневно, начиная с 1 сентября, по 7 барж и организовать доставку в Ленинград перевалочных грузов двух маршрутов ежедневно». 
 
Задача по переправе этих грузов ложилась персонально на заместителя наркома адмирала Геллера и речного флота наркома Шушкова. Для реализации этой задачи ими были использованы все наличные плавсредства и кадры.
 
Объективными причинами гибели людей и продовольствия были отнюдь не желание Сталина уничтожить город, играя на руку немецкому командованию, что вытекает из пафоса писательницы Чижовой, а бомбежки, обстрелы и пожары. Кроме того, обеспечение продовольствием распространялось не только на войска и гражданское население, но и беженцев. Особенно тяжелым положение было осенью 1941 года, осложнялось оно еще и тем, навигация в 1941 году была на редкость короткой, но даже в этих условиях, до того, как озеро замерзло, было доставлено в Ленинград «тысячи тонн муки, зерна, круп и макарон, сотни тысяч банок мясных и рыбных консервов, миллион банок сгущенного молок, сотни тонн мяса и рыбы, масла и других продуктов».
 
Положение усугубилось тем, что 23–27 октября на Ладожском озере был сильнейший шторм, и ни одно судно не могло выйти в рейс. В последующие дни навигация возобновилась, но далеко не в полном объеме, а с 15 ноября вообще прекратилась. В течение 28 дней (с 23 октября по 20 ноября) регулярного сообщения по Ладоге, по существу, не было».
 
Правительство в тяжелейших условиях первого года войны не оставляло попыток деблокировать город, создать условия для лучшего и быстрого обеспечения города всем необходимым, провести эвакуацию горожан. Меры эти действительно выдавали заботу правительства о судьбах ленинградцев. «Чтобы восстановить сухопутную связь с Большой землей, Военный совет Ленинградского фронта…принял решение построить автомобильную дорогу к Новой Ладоге протяженностью более 200 км. К 6 декабря он была готова». Одновременно на этом участке была построена обходная автодорога к Ладоге, которая использовалась для доставки грузов, направляемых по льду озера в Ленинград. В январе 1942 года после восстановления железной дороги Тихвин – Волхов подвоз продовольствия к Ладоге увеличился. Осваивались новые автодороги. Так, по решению ГКО от 11 января всего за месяц была построена железнодорожная ветка Войбокало – Кобона, подводившая поезда вплотную к Ладоге. Была детально разработана структура управления ледовой дороги, определен порядок погрузки и разгрузки, складского хранения и охраны продовольствия и других грузов в пути. Для контроля за продовольственным снабжением Ленинграда в аппарате СНК СССР была создана специальная группа. «В течении зимы 1941/42 года по ледовой трассе в Ленинград было доставлено 361109 т. различных грузов, в том числе 26 2419 т. Продовольствия, 8357 т. Фуража и 31 910 т. Боеприпасов, 34 717 т. горючего - смазочных материалов и др. Кроме того, с 22 января по 15 апреля 1942 г. из города вывезли 554 183 человек». 
 
Наиболее острым стоял вопрос об обеспечении города теплом и электричеством. Но уже к лету 1942 года была решена проблема транспортировки горючего для Ленинграда. 25 апреля 1942 года Сталин подписал постановление ГКО о начале строительства прокладке по дну Ладожского специального трубопровода для транспортировки горючего, и 18 июня трубопровод вступил в строй. Бесперебойная работа трубопровода имела большое значение для Ленинграда, так как по нему в осажденный город перекачивалось ежедневно 300–400 т горючего.  
 
В первые дни блокады прервалась передача электроэнергии городу с Волховской ГЭС. Оборудование было эвакуировано осенью 1941 года. На станции остались работать лишь два гидроагрегата по 1000 кВт. Прекратился и подвоз топлива к городским электростанциям. Выработка электроэнергии была минимальна в тех условиях, но именно она была особенно необходима заводам Ленинграда, производящим военную продукцию. Уже осенью 1941 года городские электростанции в полтора раза увеличили выработку электричества, практически все запасы топлива были израсходованы, и к зиме 1941 года производство тепловой и электрической энергии резко снизилось, что привело к строгому лимиту для потребления. В Ленинграде встали трамваи и троллейбусы, в домах исчезли электрический свет и тепло, перестал работать водопровод. Положение, особенно в условии жесточайшей зимы для ленинградцев было крайне тяжелым. Кроме того, нацисты имели подробную карту города и целенаправленно бомбили объекты жизнеобеспечения. В этих условиях горючим для города служил торф, его добывали под городом, работая на торфяниках по 16 часов в сутки, находясь под обстрелом и бомбежками, умирая от голода, дистрофии, болезней, ленинградцы добывали торф, который шел на теплостанции, давая жизнь оборонным заводам и транспорту. 
 
Уже в декабре 1941 г. под руководством уполномоченного ГКО А.Н. Косыгина был разработан план прорыва энергетической блокады города. В феврале 1942 г. с Урала прибыли в Волхов эшелоны с необходимым оборудованием. В конце апреля заработал первый гидроагрегат на Волховской электростанции. Поступило предложение от ленинградских энергетиков проложить кабель по дну Ладожского озера напряжением 10 кВт. Кабель изготовили в блокадном городе на заводе «Севкабель», изготовив к августу более 100 км. кабеля. Сама прокладка кабеля на тот момент было делом чрезвычайно сложным и даже инновационным: подводный монтаж осуществлялся прямо с самоходной баржи. Кстати, вес одного метра кабеля составляет около 60 кг! И вся прокладка осуществлялась вручную, буквально руками женщин!
 
23 сентября 1942 года энергия стала поступать в осажденный город по проложенному по дну Ладожского озера кабелю напряжением 10 кВ. Тем самым энергетическая блокада Ленинграда была прорвана. И это была первая победа города! {1}
 
Во время эвакуации врачами был разработан переходный рацион питания, который помогал организму постепенно привыкать к пище. Все эти меры, предпринятые правительством СССР, привели к тому, что уже «к весне 1942 года в Ленинграде сосредоточились двухмесячные неприкосновенные запасы продовольствия и переходящие запасы в пределах 6-8 дней».
 
Несколько улучшилось снабжение населения. С февраля 1942 г. рабочие и инженерно-технические работники стали получать по 500 г. хлеба улучшенного качества, служащие - по 400 г. иждивенцы и дети – по 300 г.  С 20 января 1942 года бойцы передовых частей получали п о150 г. мяса (столько же, как и до войны). В тыловых частях – по 75 г. Хлеба по 600 – 800 г.  Постоянно изыскивались средства для поддержки ленинградцев А. И. Микоян в своих воспоминаниях пишет: «Я сообщил Жданову, что уже дал распоряжение отгрузить им в феврале 1942 г. дополнительно к январским поставкам 20 тыс. т. муки, 5 тыс. т. крупы, 1.2 тыс. т. сахара, 450 т. глюкозного сахара, 500 т. шоколада, 200 т. пищевых концентратов, 1 тыс. т. соевой муки, 4,1 тыс. т. мяса, а также консервов: мясных – 3 млн. банок, свино-бобовых и овощных – по 1 млн. банок, варенья и повидла – 800 тыс. банок и сгущенного молока – 3 млн. 900 тыс. банок. Все эти продукты были своевременно доставлены».  
 
Блокадник Ю. Новоселов, полковник, сын начальника штаба тыла Ленинградского фронта, вспоминал: «Были и своего рода деликатесы… так называемая «Улыбка Рузвельта» - красивые консервные банки, в которых оказалось…мясо нутрии. И это лакомство нам казалось очень вкусным. Второй изыск представлял из себя яичный порошок из яиц черепахи, из которого получался неплохой омлет…» {2}. Кстати, он описывает как было обеспечено питание руководства Ленинградским фронтом. Эти свидетельства еще раз развенчивают миф о так называемых пирожных и прочих деликатесах партийного руководства: «Работала столовая управления Военторга… Были выделены залы для руководства, то есть для генералов, и залы для офицерского состава. Такие же залы были и в Смольном, и в других центральных городских учреждениях. Но каких – то особенных деликатесов в этой столовой я не видел. На первое были щи из капусты, в меню часто присутствовала пшенная каша, гречка, иногда лапша… Пирожные, повторяюсь, я никогда не видел, и даже когда отмечали Новый, 1944 г., когда до снятия блокады оставалось меньше месяца, на праздничном столе не было никаких пирожных, никаких фруктов…». 
 
Ленинградцы ни дня не чувствовали себя покинутыми и оставленными на произвол судьбы. Еще в период боев на ближних подступах к городу со всех концов страны в Ленинград шли послания трудящихся с выражением братской солидарности, готовности поддержать героических защитников города. Так, например, рабочие Уралмашзавода в резолюции, принятой на митинге, писали: «Нам дорог родной Ленинград. Пусть нас отделяют тысячекилометровые пространства, но наши сердца — с мужественными ленинградцами. Уральские рабочие в цехах куют победу над озверелым фашизмом. Стойко держитесь, родные! Бейте варваров без пощады, не давайте им ступить на священную землю города Ленина... Клянемся обеспечить вас всем необходимым для полной победы над врагом». В сентябре 1941 г. к ленинградцам обратился с поэтическим посланием «Ленинградцы, дети мои!» народный поэт Казахстана Джамбул. Выражая непреклонную уверенность в грядущей победе, он писал:
 
«Будут снова петь соловьи, 
Будет вольной наша семья, 
Ленинградцы, дети мои! 
Ленинградцы, гордость моя!». 
 
Важным источником снабжения Ленинграда продовольствием, существенно дополнявшим централизованное снабжение, являлись подарки, поступавшие в осажденный город от трудящихся самых разных уголков Советского Союза. Сбор подарков для Ленинграда превратился в массовую политическую кампанию, которая ярко демонстрировала великое единство советского народа.
 
В виде подарков в Ленинград поступало то, в чем больше всего нуждались защитники города, — продукты питания, теплые вещи, предметы личного обихода. Сбор подарков начался с самого начала войны и проводился систематически, принимая все больший и больший размах.
 
В декабре 1941 г. трудящиеся страны начали сбор новогодних подарков для воинов фронта. В далеком Приморском крае инициатором этого движения явились рабочие и служащие Владивостокского порта, которые 12 декабря обратились с призывом к трудящимся края. При деятельной поддержке Крайкома партии трудящиеся Приморья всего за 13 дней собрали 43 вагона новогодних подарков, которые они решили направить на Ленинградский фронт. В дальнейшем, в 1942—1943 гг., приморцы отправили защитникам Ленинград, а еще 157 вагонов с подарками. 
 
Подарки в Ленинград шли от трудящихся Урала и Сибири. Из Омской области только за первую половину 1942 г. было отправлено три эшелона с подарками.{2}. 
 
29 марта 1942 года в осаждённый Ленинград из Псковской и Новгородской областей прибыл партизанский обоз с продовольствием для жителей города. Ленинградцы получили бесценный груз: 28 тонн муки и более 14 тонн других продуктов. Это Событие имело огромное пропагандистское значение. Ленинградцы поняли, что они не забыты, что их судьба небезразлична жителям огромной страны и вместе они сломят хребет нацистам и их союзникам. 
 
Самая разнообразная, подлинно народная помощь осажденному Ленинграду умножала силы его защитников. «Ленинградская правда» 24 марта 1942 г., писала: «Любовь и забота страны о славном городе Ленина наполняет сердца его граждан чувством глубокой благодарности. Она придает им новые силы в их борьбе. Она вдохновляет их на новые подвиги. Радостно сознавать, что в тяжелые дни испытаний сердце всей страны бьется в один такт с сердцами ленинградцев...
 
С признательностью принимая дорогие подарки, мы от души благодарим трудящихся страны. Мы обещаем бороться стойко, мужественно, разбить и уничтожить фашистскую орду, — ворвавшуюся на нашу землю, чтобы поработить свободные советские народы. Мы клянемся оправдать доверие и любовь народов нашей страны».{3} 
 
…И город выстоял и победил. Совершенно очевидно, что никакого стремления к сдачи города не было ни у Сталина лично, ни у партийного и государственного руководства страны в целом. Город имел важнейшее стратегическое, политическое и идеологическое значение. Мой учитель, ветеран ВОВ М.И. Фролов рассказывал, что, будучи в Париже на международной конференции, посвященной Второй мировой войне, после его выступления слово взял французский ученый и заявил: «Если бы немцы взяли Ленинград, то они бы взяли Москву, и тогда немецкий сапог до сих пор топтал бы улицы Парижа!» На мой взгляд, в этой короткой фразе отображена вся геополитика Великой Отечественной войны. За время блокады сформировалось такое понятие, как «блокадное братство», когда особенно остро сопереживание, взаимопомощь, взаимовыручка. Это явление не миф, оно проявляется до сих пор, наверное, в каждом ленинградце, пережившем блокаду, знающим цену хлеба, и цену человеческого участия в судьбе другого человека. Этих людей обмануть сложно. Маргарита Алигер, пережившая блокаду, служа военным корреспондентом, написала такие строки:
 
«Когда Отчизна провожала
его в последний путь далекий,
была я только каплей малой
в людском рыдающем потоке.
...В поступке каждом, в каждом слове
клянусь ему служить без срока
и до последней капли крови
быть каплей этого потока».
 
Я верю в эти строки, и в строки Ольги Берггольц, и своему учителю – Михаилу Ивановичу Фролову. А писательнице Чижовой, лауреату «Русского букера», почему - то нет…
 
Ссылки:
 
1. Великая Отечественная Война. – М.:Олма Медиа Групп, 2015.
 
2. Великая Отечественная Война. – М.:Олма Медиа Групп, 2015.
 
3. Ковальчук В.М. Ленинград и Большая Земля. - Л.: «Наука», 1975.
 
4. Ковальчук В.М. Ленинград и Большая Земля. - Л.: «Наука», 1975.
 
Дмитрий Лучкин, учитель истории, публицист 
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх