На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Воробей
    Не имеет значения, что кто-то считает причиной того, что данный человек относится ко ВТОРОМУ типу. В Библии это обозн...Человек похож на ...
  • Воробей
    - ""лучшие ученики школы" , "лучших студентов" – Читай выше , это не делит их на сорта , просто у этих больше способн...Человек похож на ...
  • Малик Гумеров
    «Повышенная умность является» : 1. Игрой природы – генов , сбоем программы . Кто то в голове перемножает 6-ти значн...Человек похож на ...

По данным Росмолодежи, 5 млн россиян до 35 лет нигде не работают и не учатся

Не хочу учиться, хочу лениться: Как ничегонеделание стало субкультурой и  при чем тут фильм «Анора» - KP.RU
Почти 5 млн россиян до 35 лет нигде не работают, не учатся и не проходят стажировку. Такие данные озвучили в Росмолодежи. Всего в стране около 37 млн молодых людей такого возраста. Получается, почти 13% из них сознательно бездельничают, пишет издание «Комсомольская правда».

«Подобный образ жизни стал целой субкультурой, а ее представителей в русскоязычной среде называют поколением "НЕТ" или поколением "Ни-ни"», – отмечает издание.

Термин NEET (от англ. «not in employment, education, or training» – не работающий, не обучающийся, не проходящий подготовку) появился еще в 1980-х годах, но получил популярность только в последнее десятилетие. К этому движению причисляют молодых людей, которые не пытаются реализовывать себя профессионально, не хотят или не имеют возможности получить образование и найти себя в какой-то области. По данным Международной организации труда (МОТ), к NEET относится уже каждый пятый зумер (люди, родившиеся в 1996-2012 годах).

«Это явление существует во всем мире, причём в некоторых странах его масштабы гораздо более серьезные, чем у нас. Например, в Турции таких молодых людей 27,9%, а в ЮАР – целых 42%», – рассказала «КП» консультант по карьере и самореализации Галина Бобкова.

Эксперт отмечает, что поколение «НЕТ» неоднородно и есть несколько причин, почему современная молодёжь не хочет интегрироваться в общество. Прежде всего, это развитие цифровых технологий. Они позволяют учиться, зарабатывать и тратить деньги, а также общаться и развлекаться, не выходя из дома. Вся активность сместилась в онлайн, и те молодые ребята, у которых и так были сложности с коммуникацией, ещё больше отгородились от мира.

«Недавние исследования показали, что зарплаты курьеров сейчас превысили зарплаты учителей и врачей. Зумеры всё это видят и понимают: можно иметь золотую медаль и красный диплом и при этом всю жизнь впахивать за копейки, как предки. Вот они и задаются вопросом: ну и зачем тогда всё это нужно – учёба, работа, карьера?» – подмечает Галина Бобкова.

По ее словам, влиять на молодёжь может и отношение родителей к своей работе: 

«Как карьерный консультант и автор публикаций по теме карьеры я вижу, что многие люди поколений "иксов" (1965-1980 годы рождения. – КП) и "игреков" (1981-1996 годы рождения) воспринимают свою работу в негативном ключе, как рабство, тяжёлую повинность, где их нещадно эксплуатируют за копейки. И они вольно или невольно транслируют это отношение своим детям».

«Если человек до 35 лет нигде не работает и не учится, значит, у него есть источник пассивного дохода, и, скорее всего, мы имеем дело с детьми обеспеченных родителей. Это золотая молодёжь, представители которой никогда не испытывали особой потребности самих себя обеспечивать. Их родители или их родственники, что называется, дают им пансион. Это в каком-то смысле отражение через века того слоя общества, которое описано в русской классической литературе XIX века. Дворянская молодёжь того времени имела постоянный источник пассивного дохода, и её представители ощущали себя "лишними людьми"», – рассказал «Комсомолке» директор Центра социологии и социальной психологии, преподаватель МГУ им. М.В.Ломоносова Алексей Рощин.

«Это XIX век в XXI веке, – пояснил он. – Снова появился такой инертный слой скучающей молодёжи, которая не видит себе достойного применения, все им кажется унылым, скучным и не вдохновляющим».

Термин NEET (от англ. «not in employment, education, or training» - не работающий, не обучающийся, не проходящий подготовку) появился еще в 1980-х годах, но получил популярность только в последнее десятилетие. К этому движению причисляют молодых людей, которые не пытаются реализовывать себя профессионально, не хотят или не имеют возможности получить образование и найти себя в какой-то области. По данным Международной организации труда (МОТ), к NEET относится уже каждый пятый зумер (люди, родившиеся в 1996 - 2012 годах).

- Это явление существует во всем мире, причем в некоторых странах его масштабы гораздо более серьезные, чем у нас. Например, в Турции таких молодых людей 27,9%, а в ЮАР - целых 42%, - рассказала «КП» консультант по карьере и самореализации Галина Бобкова.

Эксперт отмечает, что поколение «НЕТ» неоднородно и есть несколько причин, почему современная молодежь не хочет интегрироваться в общество. Прежде всего это развитие цифровых технологий. Они позволяют учиться, зарабатывать и тратить деньги, а также общаться и развлекаться, не выходя из дома. Вся активность сместилась в онлайн, и те молодые ребята, у которых и так были сложности с коммуникацией, еще больше отгородились от мира.

Старшее поколение вводит в ступор и тот факт, что для приличного заработка больше не требуется образования.

- Недавние исследования показали, что зарплаты курьеров сейчас превысили зарплаты учителей и врачей. Зумеры все это видят и понимают: можно иметь золотую медаль и красный диплом и при этом всю жизнь впахивать за копейки, как предки. Вот они и задаются вопросом: ну и зачем тогда все это нужно - учеба, работа, карьера? - подмечает Галина Бобкова.

По ее словам, влиять на молодежь может и отношение родителей к своей работе.

- Как карьерный консультант и автор публикаций по теме карьеры я вижу, что многие люди поколений «иксов» (1965 - 1980 годы рождения. - Ред.) и «игреков» (1981 - 1996 годы рождения) воспринимают свою работу в негативном ключе, как рабство, тяжелую повинность, где их нещадно эксплуатируют за копейки. И они вольно или невольно транслируют это отношение своим детям, - говорит Галина Бобкова.

Еще одна из причин - рост уровня жизни. Выживать, прикладывая огромные усилия, уже не надо. Поэтому связка «работаю - получаю доход - могу покупать нужное» разорвана. То, что всегда есть в доступе, не ценится и воспринимается как само собой разумеющееся, которое будет и дальше. И чего тогда, спрашивается, напрягаться?


Вот так бы и выглядел Емеля XXI века! Валялся бы на печи с электродвигателем да бездельничал. Впрочем, герой русской сказки трудолюбивее представителей поколения «НЕТ»: он хотя бы щуку поймал! Фото: Мария ВОРНАКОВА/Нейросеть

«ЛИШНИЕ ЛЮДИ» ХХI ВЕКА
- Если человек до 35 лет нигде не работает и не учится, значит, у него есть источник пассивного дохода, и, скорее всего, мы имеем дело с детьми обеспеченных родителей. Это золотая молодежь, представители которой никогда не испытывали особой потребности самих себя обеспечивать. Их родители или их родственники, что называется, дают им пансион. Это в каком-то смысле отражение через века того слоя общества, которое описано в русской классической литературе XIX века. Дворянская молодежь того времени имела постоянный источник пассивного дохода, и ее представители ощущали себя «лишними людьми», - рассказал «Комсомолке» директор Центра социологии и социальной психологии, преподаватель МГУ им. М. В. Ломоносова Алексей Рощин.

- То есть поколение «НЕТ» - это вроде как неодворяне?

- Это XIX век в XXI веке. Снова появился такой инертный слой скучающей молодежи, которая не видит себе достойного применения, все им кажется унылым, скучным и не вдохновляющим.

- Но ведь дворяне получали очень хорошее образование, а нынешние представители поколения «НЕТ» даже толком не учатся.

- Я думаю, это определяется неким стандартом для определенного социального строя. Тогда было положено, чтобы молодой человек знал иностранные языки, умел скакать на лошади и танцевать на балах. К этому принуждало социальное окружение и родители. Поэтому дворяне и были достаточно образованными. А сейчас мы имеем дело со средой, у которой сами по себе стандарты определенно ниже. Это не дворяне, а люди мещанского среднего класса. И лежа на диване, они не размышляют о судьбах Родины, а играют в игры. Это не клуб по интересам, где «меж ними все рождало споры и к размышлению влекло» («Евгений Онегин». - Ред.) и не какие-то юноши бледные со взором горящим, которые мыслят над социальными преобразованиями и тем, как улучшить Россию. Там этого и в помине нет.

- Не Онегины, не Печорины и не Обломовы?

- Конечно, нет.

- Это родители виноваты, что дети становятся такими?

- Отчасти да. Они балуют детей деньгами, фактически откупаются от них и в какой-то момент теряют с детьми всякий контакт. Родители при этом считают, что их ребенок просто ищет себя, а со временем образумится и войдет в их бизнес. Это хорошо показано в фильме «Анора» - лауреате премии «Оскар-2025». Гедонистический образ жизни молодежи, нацеленность на сексуальные переживания без нацеленности на отношения, очень сильная распущенность, употребление разного рода веществ, в том числе наркотических. Весь смысл жизни - «Как бы нам потратить еще один день, чтобы это было чувственно и прикольно». Портрет молодого поколения в фильме очень точно показан. Конечно, не у всех представителей поколения «НЕТ» отцы - нефтяные олигархи, как у героя фильма «Анора». Есть, как говорится, труба пониже и дым пожиже. Родители, например, могут быть региональными чиновниками или бизнесменами. Их дети живут в условном Ижевске и не летают потусить в Вегас, а ходят в местный ночной клуб, и этим ограничиваются все их стремления.

- Движение NEET международное, но в «Аноре» герой, однако, русский...

- Думаю, образ нового русского олигарха в «Аноре» вполне интернационален.

- Герой фильма совершенно зациклен на играх, и вот это увлечение уж точно не имеет национальности.

- Да, и Анора быстро понимает, что с парня нечего взять, кроме секса и денег, с ним не о чем говорить. У этого парня и друзей-то нет для души, и на самом деле он очень одинок. Так что поколение «НЕТ» легко можно назвать потерянным.


«Как бы нам потратить еще один день, чтобы было чувственно и прикольно» - смысл жизни поколения «НЕТ» отлично показал герой Марка Эйдельштейна (слева) в нашумевшем фильме «Анора».

Фото: GLOBAL LOOK PRESS.

«ПРИПИСЫВАЮТ СЕБЕ МОДНЫЕ ДИАГНОЗЫ»
В основе субкультуры «НЕТ» лежат и психологические причины.

- Стремление работать и самого себя обеспечивать - признак взрослого человека. А зумеры, выращенные в тепличных условиях, не торопятся взрослеть и брать на себя ответственность за свою жизнь, - говорит Галина Бобкова.

К тому же зумеры отличаются ранимостью и интересуются психологией. Они любят говорить, что они «не в ресурсе» или что их границы нарушают. Многие зумеры не просто погружены в себя, а зачастую зациклены на своем эмоциональном состоянии, постоянно отслеживают малейшие колебания настроения. Более того, они могут даже приписывать себе психические отклонения, причем совершенно искренне и без всякого подтверждения специалистами.

- Получается замкнутый круг: зумеры, думая, что они какие-то не такие, либо получают отказы от работодателей, либо выходят на работу, не требующую высокой квалификации, но быстро разочаровываются в ней и ретируются. В результате еще больше обрастают комплексами, что затрудняет им дальнейшее трудоустройство, - говорит Галина Бобкова.

МЕСТО НА ТРОНЕ
Родители в этой истории играют, конечно, немаловажную роль. Предыдущая жесткая система воспитания, которая обкатывалась десятилетиями и включала в том числе физические наказания детей за непослушание взрослым, себя не оправдала. Психологи неоднократно говорили о проблемах уже взрослых людей, которые в детстве чувствовали себя недолюбленными своими родителями, и последствия этой травмы их не отпускают.

И вот эти взрослые теперь сами воспитывают детей и стараются их холить, лелеять, «долюбить» и во всем поддерживать. Чтобы ни в коем случае не повторить темные пятна их собственного детства. Но возникает обратный перекос.

- Разговаривала недавно со знакомой, работающей учителем начальных классов. Она и ее коллеги в шоке от того, какими в наше время растят детей некоторые родители. Ребенок, не смущаясь, подходит к ней и на полном серьезе говорит: «Посмотри на меня. Видишь, я - король». Он явно слышит это дома. И это не единичный случай. Слова могут быть разными, но смысл один: «Я - центр Вселенной», - говорит Галина Бобкова. - Немало современных детей растят с подобной установкой. Как с таким самомнением они потом будут начинать карьеру с самых низовых должностей? Никак. Они будут сидеть на шее родителей и в лучших традициях поколения «НЕТ» ждать «ту самую вакансию», которая позволит им занять подобающее место на троне. И, естественно, не дождутся.

Это подтверждает и недавний опрос ВЦИОМа, проведенный среди студентов колледжей и вузов. Треть опрошенных считают справедливой для себя зарплату 100 тысяч рублей и более. Только 57% студентов готовы после окончания учебного заведения устроиться на работу с реальной зарплатой, соответствующей уровню начинающего специалиста, - от 40 до 80 тысяч рублей.

- Предыдущие поколения были заточены под то, чтобы отдавать всего себя работе, порой принося в жертву все остальное - здоровье, семью, хобби. И это - одна крайность. Другую нам как раз сейчас демонстрируют зумеры - расслабленность, отсутствие авторитетов и страха потерять работу, - говорит Галина Бобкова. - Думаю, обществу надо побыть и в этой точке, пообвыкнуться в ней, чтобы мышление стало перестраиваться. По психологическому закону, чтобы нащупать центр, золотую середину, стрелка весов сначала должна коснуться обоих полюсов. И тогда можно надеяться, что следующие поколения будут жить в разумном балансе рабочего и личного.


Советы эксперта

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН. Перейти в Фотобанк КП

ОНИ ГОВОРЯТ

«Мне нравится не быть рабом зарплаты»

Многие представители движения NEET (не запрещено в РФ, но еще не вечер) делятся рассказами о себе и своими мыслями на популярном международном форуме Reddit.

«Комсомолка» выбрала наиболее характерные для NEET высказывания.

Timtiim123:

- Работа значительно ухудшит мою жизнь.

PretendPoeTayToe:

- Мой муж тоже NEET, который получает NEETbux (в некоторых странах - государственная выплата социального обеспечения людям, не имеющим работы, образования или стажировки. - Ред.). Его дохода достаточно, чтобы покрыть наши счета, так зачем работать, если мне это не нужно?

Lost2nite389:

- Работать четверть своей жизни, чтобы сделать кого-то другого богатым, - это крайне угнетающе. К тому же я ни в чем не силен, скорее ужасен во всем. Жаль, что у меня нет NEETbux, полагаться во всем на родителей - это единственное плохое в моей жизни NEET.

Alhazzared:

- Я NEET уже 5 лет. Мне просто нравится жить так. Я работал 7 лет до этого и могу сказать, что объективно жизнь была хуже, когда я был рабом зарплаты.

dollob2468:

- Встаю в 8, делаю вид, что у меня дела, жду, когда родители уйдут на работу, иду спать, смотрю YouTube/TikTok, листаю Reddit, и так весь день. Иду на длинную прогулку, когда родители возвращаются домой, чтобы мне не пришлось ужинать с ними.

DecisionGullible2123:

- То же самое: смотрю YouTube, Reddit, порно, просто смотрю на потолок или стену, на дерево на улице или на облака. Если моя мама злится, я просто делаю вид, что ищу работу.

WillGethere:

- У меня только 3 контакта на телефоне - мои родители и врач. И у меня буквально 0 друзей, как в реальной жизни, так и в Сети. Я могу не выходить из дома месяцами.

LightPan3:

- Я чувствовал себя неспособным работать с юных лет. Те немногие работы, которые я получал, были настоящим адом, я постоянно находился в стрессе. К черту газоны, мебель и все то, что нам не нужно. Кому нужна машина? Я бы ходил голым, если бы у меня была возможность.

Ситуацию проанализировал заведующий кафедрой теологии Рязанского госуниверситета им. С.А.Есенина, настоятель Спасо-Преображенского Пронского мужского монастыря в поселке Пронск Рязанской области, кандидат исторических наук игумен Лука (Степанов):

Современная ситуация – крайне нездоровая: наше Отечество не в состоянии предложить молодёжи ясные идеи и идеалы. А поиски нравственных традиций вне Православия всегда обречены на пустоту и показуху. К сожалению, именно на внешность ориентированы вновь созданные молодёжные организации с патриотическими замыслами. В связи с их духовной дезориентацией они остаются крайне беспомощными в решении задач, которые по-настоящему стоят перед нашим Отечеством.

Необходимо в общегосударственном порядке в системе образования представить молодёжи жизненные ориентиры, прежде всего, связанные с нашим Христианским упованием, с православной верой. Нужно воспитывать и взращивать стремление созидать и жертвенно трудиться на благо Отечества и ради спасения души в Вечности. 

Я вижу, что молодёжь старается найти работу, в стране нет высоких показателей безработицы – может быть, не все официально оформляются на работу. 

Я не могу сказать, что есть прямая взаимосвязь, но, тем не менее, вопросы воспитания современной молодёжи можно и нужно вновь и вновь озвучивать, потому что они не решаются. В среднем и в высшем образовании вводятся новые предметы, но, к сожалению, учащихся оберегают от Христианизации.

Ввели предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР). Это что? Для большинства народов России – это Христианство, но есть категорическое требование, что преподавать этот предмет должны учителя истории, а не теологи – носители православной культуры и не священники, которые к этому вполне предназначены.

В высших учебных заведениях вводится курс «История религий народов России», но как будто на смех вводится на кафедрах теологии – там, где и так всё это знают и изучают. Там не нужно вводить такие предметы, потому что у них это и так есть. 

Кафедру теологии необходимо привлекать для преподавания во всех других специальностях. Все прочие научные специальности обогатились бы вероучительным предметом.

Я не могу говорить о всех, но, во всяком случае, трудоустройство наших выпускников вполне благополучно – они востребованы в системе образования, хотя и не прямо по профессии, потому что так и не ввели Православную культуру в изобилии и достатке, чтобы была адекватная нагрузка для наших выпускников, чтобы они могли не просто раз в неделю преподавать для учащихся четвёртых классов, а преподавать вероучительный ценностный предмет ученикам с 4 по 10 классы. 

К сожалению, мы всё дальше уходим от этого. Поэтому и ситуация в обществе такая.


https://ruskline.ru/news_rl/2025/04/03/glavnaya_beda_chto_uc...

 WWW.KP.RU: https://www.kp.ru/daily/27680/5069709/

наверх