На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • АНГЕЛ АНГЕЛ
    Сколько бабла наварили те кто организовали беспредел в миграционной политике, а сколько еще они наварят на их легализ...11 миллионов мигр...
  • Стэйси
    Продали, предали, прос**ли страну целеустремленно и старательно. Ладно бы только нацмены, но и русские, которые надел...11 миллионов мигр...
  • Владимир Алтайцев
    Страшны    гораздо  больше  нен  те  черви, чт о  по  веткам  лазят, а  те, что внутри  человека  ли, страны  ли. Они...11 миллионов мигр...

Не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут (Рим. 2:13), «вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Ик. 2:17).

Не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут(Рим. 2:13).

Недавно ознакомился с апокрифической «Третьей книгой Ездры», которая согласно Википедии вплоть до 1979 года входила в состав католической Библии «Вульгаты». Она, являясь ветхозаветным апокалипсисом», во многом сходна с новозаветным апокалипсисом «Откровение Иоанна Богослова.

Апокалипсис».

(Кстати слово «апокалипсис» по гречески означает «раскрытие», «откровение» о том, что было раньше неизвестным и не могло быть известным до этого откровения).

Сразу предупрежу читателей, что никого концом света пугать не собираюсь, а хочу поделиться другой, тронувшей меня темой – темой духовного воспитания человека.

Если говорить кратко, то основное содержание «Третьей книги Ездры» - это описание процесса постепенного, пошагового просвещения ветхозаветного пророка Ездры архангелом Уриилом (переводится как «свет Божий» - «просвещение Божие»). Это меня приятно удивило. Ведь именно так: постепенно, с осмыслением, закреплением и принятием уже за свое собственное мнение (на что требуется определенное время) и идет процесс формирования любого знания. Интересно, что в этом пошаговом просвещении Ездры имеются и юмористические моменты, когда религиозное тщеславие и самомнение в непогрешимости избранного Богом иудейского народа, в лице его представителя упорно сопротивляется истине Божьей, преподаваемой ему архангелом просвещения, ища различные «логические» доводы и лазейки. Честно говоря, читая про этого горделивого, упертого и всячески изворачивающегося иудея, визуально представлял большинство наших современных православных невежественных ханжей, готовых разорвать в клочья любого, кто скажет хоть одно слово критики о нашем православии.

Напомню, что пророк Ездра жил во времена Вавилонского плена избранного Богом израильского народа (вавилонский плен с 598 по 539 год до н.э.). К тому периоду относится большинство иудейских пророков, в том числе и пророк Исайя. Но если последнему причина пленения божьего народа как кара Господня за отступление от истинности веры была открыта Богом еще до его свершения, то Ездре в момент нахождения иудейского народа в плену - ничего еще не было понятно. Поэтому повествование «Третьей книги Ездры» начинается с вопроса Ездры Богу (через архангела Уриила): «Почему? За что наказал Бог Свой избранный иудейский народ вавилонским пленом?» и представляет собой серию последовательных встреч-бесед Ездры и Уриила, а также пояснительных снов и соответствующих растолкований их смыла.

Кратко приведу лишь некоторые выдержки из текста «Книги», позволяющие понять процесс просвещения Ездры.

После нескольких ни к чему не приведших встреч - расспросов Ездры с архангелом Уриилом, он наконец спрашивает Бога: «Молю Тебя, Господи, да дастся мне смысл разумения. Не хотел я вопрошать Тебя о высшем, а о том, что ежедневно бывает у нас: почему Израиль предан на поругание язычникам? почему народ, который Ты возлюбил, отдан нечестивым племенам… что сделает Он (Бог) с именем Своим, которое наречено на нас (3 Езд. 4:22-25).

Как видим, в ход пошло даже шантажирование Бога тем, что иудеи носят Его имя, и если Он их накажет, то и имя Бога исчезнет с лица земли.

Даже после многочисленных разъяснений архангела Уриила, подкрепленными достаточно образными примерами, а также тем, что «душа Ездры приняла дух разумения» (3 Езд. 4:22-25), он все не мог смириться с Господом, что Его наказание иудейскому божьему народу обосновано, пытаясь убедить Его в обратном: «Господи, потому что для нас создал Ты век сей. О прочих же народах, происшедших от Адама, Ты сказал, что они ничто, но подобны слюне, и все множество их Ты уподобил каплям, каплющим из сосуда. И ныне, Господи, вот, эти народы, за ничто Тобою признанные, начали владычествовать над нами и пожирать нас. Мы же, народ Твой, который Ты назвал Твоим первенцем, единородным, возлюбленным Твоим, преданы в руки их. Если для нас создан век сей, то почему не получаем мы наследия с веком? И доколе это?» (3 Езд. 6:55-59).

Далее Бог через архангела Уриила продолжает просвещать и вразумлять Ездру, но принятие им той истины, что народ божий, тем более носящий Его имя, может быть наказан за неверность заповедям – идет очень туго. («Как же – мы же «самое правильное и самое славное» в мире иудейство!»)

Ездрой даже делается попытка надавить на жалость: «Ты воспитал его (народ Свой) Твоею правдою, научил его Твоему закону, наставил его Твоим разумом, и умертвишь его, как Твое творение, и опять оживишь, как Твое дело. Если Ты погубишь созданного с таким попечением, то по велению Твоему легко устроить, чтобы и сохранялось то, что было создано (3 Езд. 8:13-14) … Ибо мы и отцы наши такими болезнями страдаем; а Ты, ради нас — грешных, назовешься милосердым. Если Ты пожелаешь помиловать нас, то назовешься милосердым, потому что мы не имеем дел правды. Праведники же, у которых много дел приобретено, по собственным делам получат воздаяние. Что есть человек, чтобы Ты гневался на него, и род растленный, чтобы Ты столько огорчался им? Поистине, нет никого из рожденных, кто не поступил бы нечестиво, и из исповедающих Тебя нет никого, кто не согрешил бы. В том-то и возвестится правда Твоя и благость Твоя, Господи, когда помилуешь тех, которые не имеют существа добрых дел» (3 Езд. 8:30-36).

Бог же через архангела Уриила отвечал Ездре: «Справедливо ты сказал нечто, и по словам твоим так и будет. Ибо истинно не помышляю Я о делах тех созданий, которые согрешили, прежде смерти, прежде суда, прежде погибели; но услаждаюсь подвигами (делами) праведных, и воспоминаю, как они странствовали, как спасались и старались заслужить награду» (3 Езд. 8:37-39).

И только к концу 9-ой главы «Книги» Ездра наконец смирился с Богом и признал, что «вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Ик. 2:17), и такое бездельное верование в Бога достойно наказания Господня, в частности – достойно вавилонского языческого рабства. Вот, что он говорит: «Но отцы наши, приняв закон, не исполнили его и постановлений Твоих не сохранили, и хотя плод закона Твоего не погиб и не мог погибнуть, потому что был Твой, но принявшие закон погибли, не сохранив того, что в нем было посеяно» (3 Езд. 9:32-33).

Думается, что с нашим сегодняшним православным христианским мышлением – то же самое.

Мы православные христиане абсолютно уверены, что мы – самые правильные, самые славные, а также мы не менее твердо уверены в том, что обязательно спасемся (а вот например большевики- богоборцы – нет, ведь они в Бога не верят). А как же иначе, ведь мы носим Его имя (христиане от Христа), и «что плохого сделает Он с именем Своим, которое наречено на нас»? Для нас, для нас одних уже приготовлено Царство Небесное и вечная жизнь без всякого сомнения. А если не для нас, то для кого же еще, ведь никаких других кандидатов вокруг нету! Да, и к тому же мы точно знаем, что Ты Господи – милосердный и понимаешь, что мы люди – падшие грешники, не способные победить свои грехи. Потому-то и ходим каждое воскресение в церковь, чтобы батюшки прошали нам накопившиеся за неделю грехи, и так из месяца в месяц, из года в год – всю жизнь. Ведь «поистине нет никого из рожденных, кто не поступил бы нечестиво, и из исповедающих Тебя нет никого, кто не согрешил бы». Нам победить грехи своей алчности, лицемерия, лени, зависти, тщеславия не по силам – мы все тяжело патологически больны этими болезнями души. Лечение бессильно. И мы, как тяжело безнадежно больные, можем только помышлять о временном облегчении наших мук, которые дают нам наши батюшки. А Ты – Господи нас простишь мы знаем, ведь главная правда о тебе та, что Ты – есть Любовь, Ты – Боже милосердный!

Но такие рассуждения не представляют ничего, кроме сладкого самообмана. И пусть нас не утверждает в этой сладкой лжи – отсутствие сегодняшнего мгновенного наказания, расцениваемого нами как поощрение Божие.

Все гораздо проще. Просто Он сегодня не реагирует ни негативно, ни позитивно на наши хорошие дела и помыслы или их отсутствие. Он не реагирует «прежде суда», но будьте уверены – на Суде Он отреагирует адекватно. Чтобы более полно понять это, давайте вспомним два примера из Евангелия. Помните, когда блудницу Марию разгневанные горожане привели к Иисусу, чтобы Он вместе с ними побивал ее камнями, Он им ответил: «Кто без греха – бросьте в нее камень». После чего все разошлись, так и не решившись бросить в нее камни, а Мария, обличенная в грехе Христом, с того времени больше никогда прелюбодеянием не грешила. Другой пример – это пример с богатым юношей, который на предложение Христа раздать свое богатое имение бедным, не принял этого предложения, т.е. не захотел расстаться со своим грехом сребролюбия и корысти. Интересно, что в одном случае грешный человек «излечился» от греховной болезни за один сеанс на всю жизнь, а во второй – «не излечился», даже не смотря на то, что «врачевателем» был сам Бог, а не батюшки. Интересно также, что в обоих случаях Иисус – ни карал и ни вознаграждал этих людей за их решения, потому, что это было бы «прежде суда».

Но самый главный назидательный смысл всего процесса просвещения Ездры архангелом Уриилом заключается в том, что одной веры в Бога (и исполнения различных церковных обрядов и таинств) для спасения человека абсолютно не достаточно. Для этого нужны прежде всего добрые дела, добрые поступки, в числе которых бесповоротное преодоление в своем характере таких негативных проявлений, как жадность, корысть, леность, склонность ко лжи и лицемерию, зависть и ревность, желание славы, власти и возвышения в чем-либо над другими людьми. Но, это – только половина добрых дел, угодных Богу. Христос хочет также, чтобы люди боролись с такими негативными проявлениями людских характеров в человеческом обществе. Иначе, как вы можете прослыть например правдолюбцем, если даже осознавая то, что есть ложь, вы все равно продолжаете поддакивать лжецу, вместо его обличения?

В связи с этим вспоминаются наши социалистические времена. Тогда существовало воспитание вышеперечисленных положительных качеств характера человека на протяжении всей его жизни, начиная с семьи, детсада, школы и заканчивая взрослой жизнью в коллективе, в обществе. И это нравственное воспитание не противоречило, как сейчас, а находилось в полном соответствии с социально-экономической основой государства, опирающейся на общественную собственность и справедливое распределение доходов. И никакого оправдания отрицательных качеств характера: лени, лживости, трусости, жадности неискоренимостью и непобедимостью греха не было. Никто даже не помышлял о том, что эти нравственные «болезни» не излечимы, и что нам периодически нужны «врачеватели»-батюшки для очередного «снятия острых приступов»: корысти, жадности, лживости, лицемерия и лени. Нет! Уже, учась в школе, достаточно было один, ну максимум два раза например солгать, и на третий раз – все вокруг уже считали бы тебя лжецом. (И на примере новозаветной блудницы Марии мы понимаем, что это было правильно).

И в этом отношении советский социалистический период оказался во сто крат более плодотворным в отношении христовых добрых дел: как в воспитании положительных качеств характера советских людей и общества, так и в установлении, не противоречащего Христовой нравственной идеи, социалистического социально-экономического строя.

Поэтому, сегодняшним, пропитанным «христианским» высокомерием по отношению к «большевикам-богоборцам» православным патриотам и батюшкам не следует сильно обольщаться по поводу их уже абсолютно решенного спасения благодаря их бездельной веры в Бога. Увы, для спасения такая вера бесполезна. И здесь даже частые Евхаристические Трапезы не помогут, «потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будутв день, когдаБог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа» (Рим. 2:13-16).

Вот как эта фраза из Нового завета звучит целиком: «Потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, (ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую, -) в день, когда, по благовествованию моему (Павла), Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа» (Рим. 2:13-16).

Очевидно, что здесь за «язычников не имеющих закона, но законное делающих» однозначно можно принять и «большевиков», так как «не имея закона» (т.е. ничего не зная о Боге и Его законах), «они показывают, что дело закона у них написано в сердцах» (т.е. показывают это добрыми делами и в воспитанных характерах людей социализма и в справедливой социально-экономической основе социалистического общества). И, как видим, такие люди-язычники «оправданы будут в день, когда Бог будет судить тайные дела человеков», т.е. получат спасение в противоположность тем людям-христианам, которые верят в Бога (и даже знают закон Божий), но никаких добрых дел не делают: не исправляют негативные черты своего человеческого характера и соответственно даже не пытаются исправить характер общества, в котором живут.

Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч(Мф. 10:34).

Предлагаемая ниже статья представляет собой логическое продолжение осмысления вопросов, освещенных в статье «Не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут».

Основные выводы, сделанные в ней, следующие:

1. Не все люди, носящие на себе имя Бога получат вечную жизнь («Что сделает Он (Бог) с именем Своим, которое начертано на нас?» (3 Езд. 4:25).

2. «Не слушатели (Божьего) закона, но исполнители закона оправданы будут … в день, когда … Бог будет судить тайные дела человеков» (Рим. 2:13-16).

И это утверждение касается не только верующих в Бога христиан, но и атеистов-большевиков, так как «когда язычники, не имеющие закона по природе законное делают, то не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их» (Рим. 2: 14-15).

То есть «вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Ик. 2:17).

3. Смысл человеческой жизни, и человечества в целом «это – помышление о борьбе, которую должен вести на земле родившийся человек, чтобы, если будет побежден, потерпеть то, о чем ты (Ездра) сказал (наказание за смертные дела), а если победит, получить то, о чем Я (Бог) говорю (Царство небесное)» (3 Езд. 7:57-58). Здесь речь о борьбе с грехом в человеческих характерах и в характере общества.

Сегодня практически все политические силы в обществе обвиняют коммунистов прошлого века (большевиков) в развязывании «кровавой бойни» во время Октябрьской социалистической революции и последующей Гражданской войны. В том, что благодаря им «брат пошел на брата, отец - на сына», что Октябрьская революция – это великая смута, что все это насилие и диктатура – это «не по христиански» и т.д.

Ниже я попробую оправдать большевиков и идею социализма в целом некоторыми цитатами из Священного Писания.

И начну я с цитаты, в которой Христос наставляет своих учеников-апостолов – как им нужно будет действовать в мире после того, как Он их покинет.

Вот эта цитата:

«Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.

Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками.

Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.

Предаст же брат брата на смерть, и отец - сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое

Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее…

Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.

Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф. 10:16-22; 34-39).

Прошу обратить внимание на слова: «Предаст же брат брата на смерть, и отец - сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое» и поразмышлять над ними. Здесь говорится о том, что восстанет брат на брата, и отец на сына, и сыновья на родителей, и будут убивать друг друга.

Не напоминают ли эти слова наиглавнейшее из обвинений, предъявляемое сегодня большевикам? Но последующие слова «будете ненавидимы всеми (т. е. – за это) за имя Мое» свидетельствует нам о том, что причиной раздора между людьми будут не большевики, а апостолы, которых Христос посылает проповедовать Христово учение среди людей. Точнее, не апостолы и Христос будут причиной раздора, а те идеи, те мысли, те заповеди и законы, которые они будут проповедовать человечеству. Которые – одни люди примут, а другие – нет.

Такое понимание смысла фразы «Предаст же брат брата на смерть…» подтверждается и следующими словами Иисуса: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить…». И ключом понимания здесь являются слова «кто не берет креста своего и следует за Мною». Именно такое поведение Христос расценивает как любовь человека к Нему.

И пусть никого не смущают слова «за имя Мое». Как мы уже разбирали раньше – не ношение имени, не звание «христианин» делает его таковым, а выполнение воли Христа в земной жизни, выполнение Его законов-заповедей, главнейшими из которых являются «не можете служить Богу и маммоне» и «люби ближнего своего как самого себя» (Причем, надо осознавать, что выполнение второй заповеди без исполнения первой невозможно).

Продолжающим сомневаться в этом даже после предыдущего рассмотрения «Третьей книги Ездры» приведу следующие слова из Священного Писания:

«Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.

Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?

И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф.7:21-23).

Интересно, что: пророчества, изгнание бесов, творение чудес и т.д. от Божьего имени – Христос не расценивает как исполнение воли Божьей, а называет беззаконием.

О воле Божьей и беззаконии поговорим чуть позже. Сейчас же предлагаю вернуться к рассмотрению ранее разбираемой цитаты.

Интересно, что после слов «кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» звучит фраза: «Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее».

Подумаем над ее смыслом.

И с первого взгляда она кажется нелепицей, особенно для христиан. Ведь, как считает большинство из них, сбережение души своей (от тлетворного влияния мира) – и есть главный смысл жизни христианина. Многие для этого уходили в пустыньки, монастыри. Сейчас некоторые не смотрят телевизор. В любом случае – это уход из мира, в котором победил дьявол.

Но верно ли это?

Понять этот вопрос нам поможет следующая цитата из «Евангелия от Матфея», описывающая одну из главнейших заповедей Христа:

«Никто не может служить двум господамНе можете служить Богу и маммоне.

Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться….

Итак, не заботьтесь и не говорите: «что нам есть?» или «что пить?» или «во что одеться?» Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.

Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это (что есть и что пить) приложится вам» (Мф.6:24-33).

Вот он смысл «сбережения своей души». Речь в первой цитате о плотской, а не духовной заботе о душе. Ведь мысли о том, «что есть и что пить», и все остальные тоже: «во что одеться», (какую машину и дом иметь, и т.д. и т.д.) – есть эгоистическое мещанство, с которого и начинается служением маммоне. Такое мышление - это выбор в пользу «хлеба» во фразе Христа: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (идеей)» (Мф. 4:4). Предпочитающим «хлеб», то есть мирские (языческие) ценности - высокие смыслы жизни (и прежде всего о равенстве и братстве всех людей) не нужны. Им важно лишь удовлетворение своих эгоистических потребностей и желаний. Говоря другими словами, такие люди выбирают земное царство, а не Царство Небесное.

Именно такие люди погубили Советский Союз, в чем немалую роль сыграл деревенский мещанин Н.Хрущев. Не победив в своей душе деревенский менталитет завистливого и ревнивого заглядывания за забор соседа, он привнес эту идеологию в ранее служивший высокой идеи братства и равноправия социализм. После чего, государство, ранее служившее «слову», стало служить «хлебу» - повышению уровня благосостояния народа. После чего начальная идея справедливости, равенства, братства постепенно стала лишь мертвым, не трогающим соблазнившихся «хлебом» души людей, лозунгом.

Теперь становится понятным противопоставление «сберегающего свою душу» и «потерявшего душу свою ради Него» (а значит – ради ближнего своего, которого Он заповедовал «любить как самого себя»).

Итак, «сбережение души своей» бегством от мира: в монастыри, пустыньки, за церковную ограду, уподобляется служению маммоне, которое начинается с мелких эгоистических земных забот. В этом есть и обличение в эгоизме всем тем людям, которые исповедуют личное спасение.

Христос говорит: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его («слова»), а это все («хлеб») приложится вам».

Кто-то возразит – ну как же нам не заботиться о хлебе насущном в наше время, мы же умрем с голоду? Что делать – побольше молиться?

Нет, для этого нужно не прятаться от мира, спасая свою душу (тем более что ее так спасти не получится), а нужно бороться с ним, преобразуя его в общество справедливости, равенства, братства, т.е. в социализм. Ведь при советском социализме проблема «что есть» так остро не стояла, как сейчас при капитализме (ну конечно кроме сберегающих душу свою» людей, живущих не по духу (по великой идее), а по плоти (которым не хватало широты ассортимента сортов колбасы)). В обществе братства, нужда людей, живущих несколько хуже других, компенсировалась заботой всего общества путем справедливого распределения общих доходов (как и в апостольской Иерусалимской общине в период раннего христианства).

Чтобы окончательно утвердиться в понимании – что значит «жить по духу» и «жить по плоти», предлагаю рассмотреть еще пару цитат из Священного Писания.

Первая из них гласит:

«Нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе (приняв сердцем и выполняя Его заповеди) живут не по плоти, но по духу

Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.

Посему живущие по плоти Богу угодить не могут.

Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его.

А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности» (Рим. 8:2, 5-10).

Как видим, «жизнь по духу» - это далеко не совсем то же самое, что сегодня понимают многие наши христиане под своей «духовной жизнью»: посещение церквей, выполнение обрядов и культов, участие в таинствах. Такая жизнь не делает человека «живущим по духу», если даже он верит в Бога и носит Его имя. Этого всего абсолютно недостаточно, чтобы стать человеком «живущим по духу». Недостаточно, да и в конечном счете – все это не важно.

«Живущим по духу» человек становится, приняв без всякого внутреннего сопротивления души смысл (дух) заповедей Христа, и шагая с таким Христовым мировоззрением по жизни. И это справедливо в полной мере и для людей, которые не верят в Бога, но живут по Его заповедям, главная из которых «любовь к ближнему своему, как к самому себе» - то есть равенство, братство и справедливость. Такой человек, даже будучи атеистом «угождает Богу», так как движим в жизни великой идеей Христа – «духом Его учения».

С другой стороны, человек, верящий в Бога, но не согласный в своей душе с Его главной заповедью в силу непобежденного эгоистического мещанского мышления «не может угодить Богу», а такая его жизнь – «суть вражда против Бога». Эти люди «не покоряются» Богу потому, что «не могут» победить в своем сердце проявления своих эгоистических позывов: корысти, алчности, зависти, ревности, желания возвыситься над другими людьми. Поэтому эти люди не могут смириться с идеей равенства и братства. Именно такие люди, проникнув в церковь, довели ее идеологию до оправдания «священной» частной собственности, именно они свели смысл «любви к ближнему своему» к подачкам милостыни беднякам вместо создания общества братства, где бедняков вовсе не будет. Это искажение духа Христового учения, то есть - его смысла, было сделано ими для того, чтобы оправдать свои плотские душевные позывы. И этим действием им удалось обмануть немало неутвердившихся человеческих душ. Но обманули ли они Бога?

Эти люди и есть «беззаконники», многократно упоминаемые в Библии. Они являются таковыми, потому, что даже хорошо зная закон Божий (и его главнейшую заповедь о братстве и равенстве), они этот закон сердцем не принимают. И здесь их не спасет ни вера в Бога, ни ношение Его имени. Более того, прикрывание своей плотской мещанской сущности именем Бога («христиане») - становится лицемерием перед Ним и людьми. Поэтому такие люди в Библии также называются «нечестивыми» - т.е. нечестными перед людьми и Богом.

Вот примеры обращения апостола Павла к таким беззаконникам.

Первый пример:

«Ныне же, познав Бога, или лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам (мещанскому мышлению) и хотите еще снова поработить себя им?» (Гал. 4:9).

Здесь Павел обличает верующих в Бога христиан-беззакоников в том, что несмотря на то, что они узнали закон Божий, они его не принимают и не выполняют, а продолжают жить «по плоти». Примечательна в этом примере оговорка Павла. Сначала он сказал «познав Бога», а затем поправился: лучше сказать – не «познав Бога», а «получив познание от Бога». В этой оговорке глубокий смысл, так как «познание Бога» - есть не только получение человеком знания о Его заповедях, но и добровольное их принятие сердцем и неукоснительное следование им в своей жизни.

Второй пример:

«Великое приобретение (для души) быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем.

А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствия и пагубу; Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры» (1 Тим. 6:6-10).

Здесь Павел вообще говорит о том, что те христиане-беззаконники, которые не отказались от желания обогащаться после познания Христовых законов - по сути не являются верующими в Бога, так как «уклонились от веры».

В противоположность «беззаконникам», «праведниками» называются люди, целиком и полностью принявшие всем сердцем главную идею Христа о братстве и равенстве всех людей на земле и борющихся за нее. «Праведниками» называются люди, разделяющие «правду Его», выполняющие «волю Его» на земле, люди, у которых «дело закона (то есть его воплощение в жизнь) написано у них в сердцах».

Теперь перейдем ко второй цитате.

Вот она:

«К свободе призваны вы, братья, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу.

Ибо весь закон в одном слове заключается: «люби ближнего своего, как самого себя»

Ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы (правильнее – что хотел бы Бог).

Если же вы духом водитесь, то вы не под законом» (Гал. 5:13-18).

Как можно видеть из этой цитаты, наши рассуждения абсолютно верны.

Главнейший принцип учения Христа – это заповедь о любви к ближнему своему, которая в целом и есть весь закон Божий. Этот принцип и есть тот наиглавнейший дух Христова учения, тот его наиважнейший смысл, который абсолютно правильно восприняли большевики, за который боролись, и который воплотили в земную жизнь общества. И именно большевики принесли русскому народу свободу и от порабощающих их господ, и от невежества, и от множества грехов, в том числе главнейших – служению маммоне и оправданию неравенства и несправедливости.

И боролись они как раз с теми людьми, которые этот дух не могли принять сердцем, так как защищали свою эгоистическую плотскую сущность. Поэтому называть большевиков «богоборцами» не имеет никакого смысла. Напротив, именно люди, называвшие себя христианами, но не покорившиеся в своей душе главнейшей идеи Христа о равенстве и братстве и были богоборцами, так как не хотели признать этот наиглавнейший закон. А то, что такое идейное противостояние довело до взаимного кровопролития, то это – не вина большевиков, а скорее вина тех, кто противился Богу (одновременно называясь Его именем).

И если вернуться к первой цитате данной статьи, то Христос еще в дни своего первого пришествия на землю уже знал, что так все и произойдет. Так как именно Им была предопределена в человеческой истории эта непримиримая борьба двух типов людей: праведников и беззаконников, людей, живущих по духу и людей, живущих по плоти, сынов света и сынов тьмы.

И великое идейное разделение людей, которое принес Христос на землю проходит не по линии «веришь – не веришь», а по линии «исполняешь – не исполняешь» волю Божию, которая содержится в одной фразе «люби ближнего своего, как самого себя».

Но может мы неправильно толкуем смысл воли Божьей?

Может она вовсе не в справедливости, равенстве, братстве, не в отказе от корыстной частной собственности?

Ведь сегодня очень многие православные, в том числе православные монархисты с сайта «РНЛ», до хрипоты пытаются убедить нас, что общество братства и равенства – не есть воля Божья. Да и вообще никакой социальной справедливости в христианском учении никогда не было, и все это фантазии коммунистов. В качестве аргументов выискиваются цитаты из святых отцов, некоторые фразы из апостолов. И все это прикрывается авторитетом сегодняшней православной церкви.

Поэтому ниже приведу еще несколько цитат из Священного Писания о воле Божьей и справедливости.

Вот слова Христа о равенстве и братстве:

«Иисус же, подозвав их (своих учеников) сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними (народами), и вельможи властвуют ими;

Но между вами да не будет так;

а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою;

И кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф. 20: 25-28).

И еще:

«Также любят (книжники и фарисеи) предвозлежания на пиршествах, и председания в синагогах. И привествия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: «учитель! учитель!»

А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья… Больший из вас да будет вам слуга; Ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (Мф. 23:6-11).

Слова «между вами да не будет так» означают то, что в обществе, которое предлагает построить Иисус, не должно быть господства и властвования одних людей над другими. «Все же вы – братья».

Разве это не озвучивание идеи равенства и братства, что единственно является справедливым? Поэтому все потуги людей защищающих неравенство и говорящих, что в христианстве нет идеи справедливости вообще – это лукавые мысли христиан-беззаконников, защищающих не дух учения Христа, а просто пытающихся оправдать низменное угождение своей своекорыстной плоти.

В одном я могу понять возмущение таких христиан-беззаконников. Ведь по-сути они возмущаются основной идеей социализма: «В обществе не должно быть господ, а все должны служить друг другу как братья». Однако их возмущение направлено не по адресу. Как мы выяснили, это – не идея большевиков, это – идея Христа, которую воплотили в жизнь большевики. Поэтому, всем таким возмущенным хочется посоветовать - именно к Нему адресовать ваше негодование и возмущение. Но только хочется пожелать прежде вспомнить, что «кто возвышает себя», т.е. кто все-таки мечтает о господстве над ближним своим: широкомасштабно ли в роли олигарха и бизнесмена, или мелкомасштабно – в роли мещанина-кулочка – «тот унижен будет».

А вот слова апостола Павла о воли Божьей:

«Ибо воля Божия есть освящение ваше…

Чтобы каждый из вас умел соблюсти свой сосуд (душу) в святости и чести…

Чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь – мститель за все это» (1 Фес. 4:3-6).

Тут даже не знаю, что комментировать. Настолько это очевидно.

«Чтобы люди не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво» - не это ли основная идея социалистов, запретивших частную собственность, господство одних людей над другими и провозгласивших равенство и братство всех членов общества без исключения? Оказывается, что первично – это воля Божия! И за неподчинение людей этой Его воли – Он будет мстить! Не убеждать с любовью, что некоторые сегодняшние христиане считают единственно правильным действие «по-христиански» - а мстить.

Всем же тем христианам, которые проповедуют эдакую толстовскую «борьбу с любовью» без насилия над идеологическим врагом просто предлагаю вспомнить, как Христос бичом гонял торгашей и менял из Иерусалимского храма (Мф. 21:12), или, например, попробовать прочитать «с любовью» следующие Его слова:

« Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение.

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас…

Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.

Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония

Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?» (Мф. 23:13-15, 24-28, 33).

Что-то на «любовь» это никак не похоже.

Из рассмотренного выше изложения вытекает важная мысль о том, что нашего Бога Христа вполне обоснованно можно считать первым социалистом или коммунистом. Именно Он является родоначальником этой великой идеи в человеческом обществе. Его призыв освободиться от царящей во все времена в человеческом обществе идеи господства человека над человеком, в основе которой лежит своекорыстие, эгоизм и полное отсутствие любви к другим людям – и расколол все человеческое общество на два мировозренчески непримиримых лагеря. Не Ленин первым зажег «искру, из которой возгорелось пламя», а Христос и Его апостолы. Все более поздние попытки построения социализма: апостольская Иерусалимская община, социалисты-утописты, большевики, начались с первого пришествия Христа на землю и проповеди Им и Его верными учениками величайшей идеи справедливости, равенства и братства.

И всякие попытки повесить вину за кровь на перечисленных, а также – многих других, не перечисленных мною исторических воплотителей воли Божьей на земле, разбиваются об историческую правду. Не эти люди начинали проливать кровь, а как раз наоборот «князья и вельможи» живущего по плоти мира на протяжении двух тысяч лет нещадно гноили в темницах и топили в крови всех верных последователей духу учения Христа, независимо от того какой бы религией при этом они не прикрывались.

Поэтому всем людям, ощущающим в своих сердцах зов воли Божьей (верующим и неверующим) нужно сплотиться вместе и бесстрашно бороться за построение нового социализма – социализма идейного, социализма духовного, в основе которого лежит великий Христов дух справедливости, равенства и братства.

Сам социализм без действий, одними молитвами не наступит.

Не надо ждать построения социализма Богом для нас волшебным образом при нашем бездействии. Напротив, Бог ждет этого именно от нас людей, потому что эта борьба за равенство, братство и справедливость - и есть важнейший Божий смысл жизни для праведника.

Буква убивает, а дух животворит (2 Кор. 3:6).

Ранее в ст. «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч», были рассмотрены такие понятия Нового завета, как «жизнь по плоти» и «жизнь по духу». И были сделаны выводы, что «жизнь по плоти» - означает потакание человеком его эгоистическим желаниям, в то время как «жизнь по духу» - означает следование человека высокой идеи учения Христа – справедливости, равенства, братства с запретом служения маммоне. Также было показано, что существует противоречие между жизнью «по букве закона» и жизнью «по духу закона», в котором первое можно понимать как буквальное толкование слов и заповедей Христа на основе отдельно взятых фраз Священного Писания, а второе – как постижение главного смысла учения Христа путем осмысления Священного Писания в целом.

Принцип служения «букве закона» вместо служения «духу закона» можно понимать и гораздо шире. Это понимание состоит в том, что нередко за попытками буквального исполнения многочисленных правил и законов, поддерживающих определенное мировоззрение, часто теряется главный смысл этого мировоззрения.

Ниже хотелось бы продолжить рассмотрение этой темы, тем более что вышеуказанными понятиями насыщен Новый завет.

И начать предлагаю с рассмотрения трех фрагментов из «Евангелия», в которых Христос демонстрирует Свое отношение к следованию букве, а не духу (смыслу) закона.

Вот первый фрагмент.

«И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?

Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мат. 9:10-13).

На минуту задумаемся над смыслом слов «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию».

Ведь из этих слов Христа следует, что далеко не все люди грешники, но есть среди них и праведники, которые «не нуждаются в лечении».

А теперь попробуйте высказать эту мысль любому из наших православных батюшек. И в ответ услышите, что на земле нет ни одного человека без греха. Что все мы придавлены тяжелым «духовным» недугом – не исцеляемой падшестью, потому-то нам всем обязательно нужно регулярно исповедоваться и каяться в этих грехах в православных храмах. А люди, посмевшие такое даже помыслить – это еретики и прельщенные.

Где правда? Для меня всегда большим авторитетом в поиске истины будет Христос.

Рассмотрим второй фрагмент.

«В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали (проголодались) и начали срывать колосья и есть. Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу.

Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам? Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны?...

если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных

И, отойдя оттуда, вошел Он в синагогу их.

И вот, там был человек, имеющий сухую руку. И спросили (фарисеи) Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы?

Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро» (Мф. 12:1-12).

Этот фрагмент говорит об иудейском запрете работать в священную для них субботу.

Как видим, в понимании фарисеев в субботу нельзя не только лечить больных, но нельзя даже есть сырые пшеничные колосья с чьего-то частного поля людям, оголодавшим настолько, что они готовы были как домашний скот довольствоваться сырой половой и комбикормом. Удивляет бесчувственность фарисеев к «ближнему своему», поставивших закон о субботе выше заповеди о «любви к ближнему своему», т.е. поставивших один из множества мелких законов выше главнейшего закона Бога.

Но только ли этот вывод можно сделать из приведенного отрывка?

Нет ли и здесь обличения нашим православным христианкам, которые боятся что-либо делать по дому в воскресенье – «ведь это грех».

Комментировать же то, что сделал в иудейском храме оголодавший Давид, и как это преподнес Христос – даже не решаюсь. Ведь это «кощунство и святотатство»!

Третий фрагмент.

«Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят:
зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб.

Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?...

Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря:
приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.

И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте!
не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека.

Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились? Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится; оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.

Петр же, отвечая, сказал Ему: изъясни нам притчу сию.

Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете? еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? а исходящее из уст - из сердца исходит - сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека; а есть неумытыми руками - не оскверняет человека» (Мф. 15:1-2; 7-20).

Здесь мы можем видеть несогласие Христа с двумя правилами иудейской «церкви».

Первое привило о приоритете «предания старцев» над «заповедью Божьей», т.е. над законом Божьим.

Но разве это возмущение Христа не актуально и сегодня для нашей православной церкви, которая сегодня ставит Св. Предание отцов над Св. Писанием? Что должно быть авторитетнее – слова и действия Бога - Христа, или слова святых отцов?

Второе правило иудеев – не есть ничего «нечистого». И как один из вариантов этого правила – не есть грязными руками. На что Иисус отвечает фарисеям, что это мелкое иудейское «церковное» правило для них затмило несравненно более важный принцип – критически оценивать мысли, «исходящие из сердца» через «уста». Жить по духу, а не по букве закона. Важно не то, что мы едим – «чистое» или «нечистое», освященные куличи и яйца или нет, святую ли воду пьем или нет – святости это не прибавит. Святость может прийти к человеку лишь после осознания, принятия всем сердцем и следования по жизни главнейшей заповеди в законе – «люби ближнего своего, как самого себя».

Какое заключение можно сделать из рассмотренных фрагментов «Евангелия»?

В них Христос обличает иудейских книжников и фарисеев в их старании буквально исполнять те или иные церковные правила и законы в ущерб главному смыслу учения Бога, главного Его закона – любви к ближнему своему как к самому себе. Он показывает, что в угоду мелкому и незначительному утрачивается главное и значимое.

Он призывает к «милости», т.е. к милосердию для грешников, ожидая их бесповоротного раскаяния в грехе и вступления на праведный путь. Он призывает к милосердию, т.е. к состраданию бедным и обездоленным людям, а не к буквальному исполнению того или иного иудейского «церковного» правила.

Почему же Он так поступает?

Потому, что «буква убивает, а дух животворит».

Но что означают эти слова?

Эти слова могут иметь два толкования. Первое – высокое небесное, второе – несколько приземленное.

Рассмотрим первое.

Почему же буква убивает, а дух животворит?

Почему служение букве закона – приводит к смерти, а служение духу (смыслу) – к жизни? И о какой смерти и жизни здесь идет речь?

Ответ можно найти в следующей фразе из Священного Писания, уже ранее использованной в вышеприведенной статье: «Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь» (Рим. 8:6).

Из этой фразы становится ясным, что речь идет не просто о жизни, а о вечной жизни.

Из этой фразы становится также ясным, что «живущие по плоти» и «служащие букве закона» - часто одни и те же люди. Ведь у «живущих по плоти» и «живущих по букве» есть одна общая черта – они не постигли и не приняли главнейшего смысла (духа) учения Христа «любви к ближнему своему» как идеи справедливости, равенства, братства всех членов общества.

Многие «живущие по плоти» не хотят и близко принимать вышеуказанную идею Христа. Многие из них кроме отрицания идеи братства и равенства не признают и Христа.

«Живущие по букве» принимают Христа за Бога, однако признать главенство Его главной заповеди над другими своим сердцем не могут. А потому в защиту такого своего мировоззрения «прикрываются» буквальным толкованием цитат их Христа, апостолов, но чаще – из святых отцов. В целом же эти люди, «живущие по букве» остались в душе теми же «живущими по плоти», но пытающимися оправдать свое нежелание равноправия и братства многочисленными христианскими правилами и законами.

О таких людях, признавших Христа, но не признавших главный смысл Его учения говорит и апостол Павел:

«И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но(мог говорить только) как с плотскими, как с младенцами во Христе.

Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?» (1 Кор. 3:1-3).

И еще: «Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное (1 Кор. 9:11).

Как видим, таких христиан, тяготеющих «к плоти», апостол Павел называет «младенцами во Христе».

Но разве сегодня подавляющее число православных христиан, ищущих эгоистического самоспасения, принявших Бога, но не отказавшихся от мещанской обывательской жизненной позиции в обществе – не «младенцы ли во Христе»?

Для меня ответ очевиден.

Такие люди не стали духовными, т.е. постигшими дух Христова учения. Они все также остаются душевными, т.е. прежде всего заботящимися для своей души: «что есть», «что пить» и «во что одеваться».

Вот как об этом говорит Павел:

«Есть тело душевное, есть тело и духовное.

Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий.

Но не духовное (было) прежде, а душевное, потом (пришло)духовное. Первый человек (Адам) - из земли, перстный; второй человек (Христос) - Господь с неба.

Каков перстный (земной как Адам), таковы и перстные; и каков небесный (небесный как Христос), таковы и небесные» (1 Кор. 15:44-48).

Вот еще одна цитата из Библии, в которой противопоставляются друг другу «душевные» и «духовные»:

«Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа.

А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым,
сохраняйте себя в любви Божией… И к одним будьте милостивы, с рассмотрением, а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью»
(Иуд. 1:19-23).

Как видим и здесь люди «не имеющие духа», т.е. не постигшие смысла веры (единства веры – всего учения в целом) называются «душевными». И способов просвещения последних здесь предлагается два: 1) «милостиво с рассмотрением» и 2) «обличением со страхом (страхом Господним), гнушаясь даже прикосновения к их одежде». Понятно, что первый способ должен применяться к людям, готовым услышать и принять дух учения, второй же способ должен быть применен к упорно отвергающих этот дух.

Еще цитата, озвученная апостолом Павлом:

«Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.

Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.

Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов»
(1 Кор. 2:12-16).

Здесь говорится о том, что «душевные, не имеющие духа» люди руководствуются в своей жизни «духом мира сего», т.е. духом (смыслом), ставящим во главу угла соперничество людей в погоне за властью и богатством. В начальном зачаточном состоянии этот «дух мира сего» проявляется в эгоистическом мещанском обывательском мировоззрении по принципу «моя хата с краю, ничего не знаю».

Хочу обратить внимание на слова: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием».

О каком безумии говорит апостол?

Почему душевные люди почитают безумием то, «что от Духа Божия»?

Потому, что в исторической жизни человечества, начиная еще с языческих времен, обладание властью и богатством – всегда считалось смыслом жизни человека. Желание же жить братолюбиво и равно не жаждая богатства и власти во все времена большинством людей воспринималось – как безумие.

Потому-то Павел и говорит:

«Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом» (1 Кор. 3:18-19).

Хочу обратить внимание на то, что в истории человечества к сожалению не христиане, которым необходимо было воплотить в жизнь Божью волю на земле, осуществили это «безумие», но атеистично настроенные большевики. Коммунисты оказались гораздо более чуткими и более восприимчивыми к духу Христова учения, чем те, кто носил Его имя. Было создано целое государство и воспитано не одно поколение «безумцев», готовых добровольно делиться всеми земными благами со всеми «ближними своими», которые в совокупности означали единый народ. Большевики выбрали дух, а не букву, дух, а не плоть – и Бог, видя их усердие в выполнении Его воли на земле, «приложил им и то, что ищут язычники: что есть, что пить и во что одеться» (Мф. 6:25, 33).

Ниже хочу привести последнюю цитату, которая уже была ранее использована в вышеприведенной статье.

«Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности» (Рим. 8:9).

В связи с чем она приведена?

Сегодня в православной церкви бытует мнение, что не всем христианам необходимо достигать святости, чтобы попасть в Царство Небесное. Простым мирянам достаточно духовно трудиться в меру своих сил, не выкладываясь наполную. Это трактуется как путь «золотой середины».

Позволю не согласиться с таким мнением.

«Золотой середины» между Добром и Злом, между правдой и ложью, между Богом и маммоной, между белым и черным – нет, и никогда не было.

Рассудите сами.

Между белым и черным – серое, между светом и тьмою – полумрак, между правдой и ложью – полуправда и полуложь, между Добром и Злом – размытое понимание и того и другого.

Нужно осознать, что именно в «золотой середине»: в сером, мутном полумраке – область обитания дьявола.

Ведь, например, явную ложь распознать довольно легко, но ложь, тонко переплетенную с правдой, распутать удается далеко не всем.

Также и «золотая середина» между Богом и маммоной – это дух мещанства, дух обывательщины. Люди, водящиеся этим духом – это еще не в конец обезумевшие от алчности и гордости капиталисты и олигархи, но уже имеющие начаток такого мировоззрения и пока еще умеренно алчущие.

Нет, для Христа никакой середины, тем более «золотой» нет, о чем и свидетельствуют вышеприведенные слова: «кто Духа Христова не имеет, тот и не Его».

Теперь хотелось бы немного коснуться второго, более приземленного и более упрощенного толкования слов «буква убивает, а дух животворит».

Это толкование касается не непосредственного понимания смысла Нового завета, а применимо к любому устоявшемуся человеческому мировоззрению, воспринимаемому обществом как закон. В частности хотелось поговорить о социалистической идее равенства, братства и справедливости, воспринимаемой в советском обществе как главный нравственный закон.

Сегодня, оглядывая историю СССР, можно говорить о том, что следование букве этого закона властями и привело в конечном итоге к утрате его духа в сердцах советских людей.

Поколение людей, родившихся в 50-70-х годах 20 века, хорошо помнят как в пионерских, комсомольских и коммунистических организациях главенствовали Иван Иванычи из фильма «Волга, волга». Трясущиеся за своей портфель и кресло, трусливые и льстивые перед вышестоящими лицами бюрократы и карьеристы, пытавшиеся неукоснительно исполнять «букву закона» - многочисленные постановления собраний и пленумов, но в упор не желающие слышать новаторские предложения и мысли своего народа.

Эти люди, постепенно заполнившие все руководящие посты в стране, жили не «по духу, а по букве». Они руководствовались не высокими идеалами дальнейшего построения общества равенства и братства, а – позывами своей собственной плоти. В результате, наименее стойкие в духе закона представители народа, восприняли такое поведение представителей верхушки как идеал для подражания, и советское общество начал разъедать «дух мира сего» - дух эгоистического мещанства. Буква убила дух – общество распалось.

Что же делать?

Думаю. Что сегодня как никогда остро появилась необходимость объединить усилия всех людей, разделяющих идею социализма вне зависимости от их веры в Бога, для просвещения подавляющего большинства русского народа, обуреваемого мещанством и обывательщиной и утратившего великий дух учения Христа.

Андрей Барвинов

Ссылка на первоисточник
наверх