На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Николай
    "...скорейшей ликвидации пятой колонны,..." Что и делал И.В.Сталин перед ВОВ-ной!!!Ликвидация пятой ...
  • Виктор Александров
    Конечно надо депортировать ... Сразу после расстрела.Адвокат одного из...
  • Малик Гумеров
    Что за  ахинея ?    Татары(кого сегодня ими считают)  появились только  в  20 веке , с Декретом Ленина !!!           ...Русский царь — та...

Что не так с современными детьми?

Стоит ли нам надеяться на светлое будущее?


Сейчас только ленивый не ругает современное образование, воспитание, отдельных педагогов и педагогику в целом. Либералы ругают школу за чрезмерную, по их мнению, строгость, консерваторы за излишнюю мягкость. Каждый хочет настоять на своем, каждый себя считает самым умным и более правым, чем остальные. И что толку?

Проблема не только не решается, но усугубляется с каждым годом. Детишки с каждым годом становятся все глупее и неуправляемее. Причин этому несколько, но здесь мы рассмотрим одну, зато саму важную.

Система школьного образования требует отдельного разговора, да и неоднократно обсуждается в публичном пространстве. Поэтому в данной статье я хотел бы обратить внимание на важный момент, который практически всегда упускается из виду.

Школа долгое время лишь предоставляла услуги в сфере образования, сейчас вроде как спохватились, вспомнили о воспитательной функции. Но что изменилось? По привычке руководство приструнивает то и дело зарывающихся учителей, норовящих педагогические навыки проявить. Масла в огонь добавляют родители, с пеной у рта доказывающие правоту своего ребенка в любых ситуациях. Послушать – так их чада просто святые, которым злые учителя ставят палки в колеса. Письма директору от разгневанных мамаш, с требованием наказать учителя, стали удручающей реальностью современной школы. Потому учителя и стараются обходится без излишних воспитательных мер, особенно в отношении детей скандальных родителей.

Так что воспитание целиком ложится на плечи родителей. Последние вроде как этим и довольны, а с другой стороны, оно им совсем не надо. А некоторые еще и претензии к школе предъявляют, почему, мол, мое ненаглядное дитятко плохо воспитываете. Давайте, старайтесь, отрабатывайте зарплату, которую вам государство платит. А мне некогда. Надо же деньги зарабатывать, семью кормить. Выезжать из дома приходится часов в 7 утра, а то и раньше, возвращаться около 19 или позже. Скорее бы поесть, да отдохнуть, в гаджете зависнуть, пивка попить. Какое уж тут воспитание. Если получается дневник проверить, да на выходные семьей куда-нибудь выбраться - и то хорошо.

Но, как ни крути, а определяющий фактор воспитания – личный пример родителей. Недаром русская народная пословица гласит: «яблоко от яблони недалеко падает». А вот с этим – беда. Кто такие современные родители? Дети лихих девяностых и начала 2000-х, выросшие на кока-коле и попкорне. У них на уровне подкорки записана ориентация на деньги и успех. Постарались либеральная пропаганда и навязчивая реклама, ничего не скажешь. Большинство семей – неполные. Как правило, молодая мама вынуждена одна и зарабатывать, и растить единственное чадо. О каком воспитании может идти речь? А уж о мужском участии даже и мечтать не приходится. Между тем наличие отца важно не только для мальчиков, но и для девочек. Хотя само по себе наличие – тоже не гарантия. Отец должен быть примером, также как и мама. Но многие ли из современных родителей могут быть примером хоть для кого-то? Если они регулярно употребляют алкогольные напитки, пусть даже пресловутый «пивасик», если между собой общаются с помощью междометий и обсценной лексики, то чего они ждут от своих дорогих чад? Положа руку на сердце, признайтесь, многие ли родители ведут беседы со своими детьми о творчестве Пушкина, Моцарта или Рафаэля? Обсуждают проблемы истории, науки и нравственности, ту же литературу, хотя бы в рамках школьной программы.

Я уж не говорю о важнейших вопросах: о смысле жизни, о вере и Боге. А ведь это фундамент, без которого всё здание воспитания может рухнуть в один момент. В подавляющем большинстве семей про такие высокие материи даже и не заикаются. Круг общения и проблем ограничивается чисто бытовыми вопросами. Виноваты ли дети в том, что у них такие родители? Бессознательно они впитывают родительскую манеру общения, отношений между людьми, отношения к жизни. И если родители не обладают хорошими манерами, то у детей-то откуда они возьмутся? Если у родителей кругозор ограничивается новостной информацией и соцсетями, то же самое будут демонстрировать и дети. А ведь главное, что нужно детям, – внимание и сопереживание, если их недостаточно со стороны родителей возникают проблемы самого широкого спектра. От простого непослушания до вызывающего и антисоциального поведения. А тут еще агрессивная информационно-интернетная среда, навязывающая примитивно-потребительские стереотипы поведения и ориентированная на деградацию личности. Как итог – дети полностью погружаются в виртуальную реальность и теряют личностно-индивидуальные черты. Недостаток словарного запаса компенсируют эмоциональными восклицаниями и сквернословием, а все помыслы и мечты сфокусированы вокруг новейших гаджетов и компьютерных игр. Зависимость от интернета и гаджетов приобрела ужасающие масштабы. Некоторую надежду дает участие в процессе бабушек и дедушек, сохранивших старую закалку и понятие о нравственных ориентирах. Но, во-первых, им больше свойственно баловать своих любимых внучек и внучков, а во-вторых, они все-таки не могут полностью заменить родителей, и уж тем более противопоставить что-либо цифровой агрессии.

Так что большинство причитаний и негодования по поводу воспитанности и грамотности современных детей нужно адресовать их родителям, да и всем нам. Хотя бы для интереса, давайте посмотрим на себя со стороны. Может ли мой личный пример вдохновить хоть кого-нибудь, стать примером для подражания? Попробуем для начала, хотя бы полдня, обойтись без смартфона и соцсетей. Уверен, при последовательной работе над собой нас ожидает множество открытий, в большинстве случаев явно неприятных. Но унывать не стоит, надо возложить упование на Бога и с молитвой приняться за дело. Если заняться самовоспитанием всерьез и надолго, то многие проблемы воспитания детей, заодно и семейные, постепенно получат решение. Да процесс долгий и трудный, но жизненно необходимый. Очень сложно заставить себя отказаться от спиртного и курева, удерживаться от скверных слов. Оторваться от экрана и уделить время своему родному чаду, поговорить с ним не только об оценках и школе, но и о том, что его волнует. Сложно, но нужно и важно. В конце концов, кроме нас этого никто не сделает. Главное – относиться к ребенку с терпением, пониманием и любовью. Вырастить человека сложнее, чем морковку на огороде. Зато и радость – неизмеримо больше.

Воробьёв Максим Зотикович, член Союза писателей России


https://ruskline.ru/news_rl/2023/02/03/chto_ne_tak_s_sovreme...

 

Картина дня

наверх