В Москве в возрасте 87 лет скончался известный советский и российский художник Илья Глазунов. Об этом сообщает РИА Новости.
Илья Глазунов родился в Ленинграде в 1930 году. Он пережил блокаду.
Первая выставка его работ, которая имела большой успех, состоялась в 1957 году в Центральном Доме работников искусств в Москве. В 1987 году основал и возлавил Российскую академию живописи, ваяния и зодчества.
Илья Глазунов является лауреатом Государственной премии Российской Федерации и полным кавалером ордена "За заслуги перед Отечеством".
***
Илья Глазунов. Моя жизнь 1999
Холст, масло
Нина в шубке.
1954. Бумага, соус, уголь.
Последний автобус» (1955)
Девушка на переднем сидении грустна, она думает о чем-то своем. Быть может, она в этот вечер поссорилась с любимым, или ее мучают другие печальные мысли. Женщина на последнем сидении, наверное, весь день ходила по магазинам. Теперь она возвращается домой с покупками. Женщина устала, она зевает и хочет спать. Вот таких героинь изобразил на своем полотне Глазунов Илья. Картины «Джордано Бруно», «Пианистка Дранишникова» тоже относятся к ранним работам художника. -
Князь Мышкин.
1956. Бумага, соус, пастель.
Илья Глазунов. Русский Икар.
1964. Холст, масло.
Илья Глазунов. Царевич Димитрий.
1967. Фанера, масло, инкрустация. Собственность автора
Илья Глазунов. Канун.
1977. Холст, масло.
Из цикла Поле Куликово
За ваше здоровье.
1977. Третьяковская Галерея, Москва, Россия
Илья Глазунов. Вклад народов СССР
в мировую культуру и цивилизацию.
1980. Холст, масло.
250 х 500.
Предложение ЮНЕСКО великому русскому художнику Илье Глазунову создать панно, отражающее вклад народов СССР в мировую культуру и цивилизацию, было актом высокого международного признания его творчества. Но как решить столь сложную проблему — в одной картине отразить масштаб многовековых свершений более сотни народов и народностей, населяющих территорию бывшей Российской империи, а тогда СССР, раскинувшейся на шестой части Земли? Как известно, по решению ЮНЕСКО ежегодно отмечаются юбилейные даты, связанные с именами наиболее выдающихся творцов мировой цивилизации. И художник, представив узнаваемые хрестоматийные образы великих ученых, деятелей литературы и искусства разных национальностей, а также плоды их творческого гения, проявившегося в разные времена, создал образ воплощенной мощи своего Отечества в протяженности исторического бытия.
Это произведение Глазунова, вызвавшее большой резонанс мировой общественности, было передано советским правительством в дар ЮНЕСКО и заняло место в одном из холлов штаб-квартиры этой организации в Париже. Ее Генеральный секретарь, выступая на церемонии передачи панно, сказал: "Мы уверены, что все, кто придет в ЮНЕСКО — мужчины, женщины, молодежь,— стоя перед этим творением, почувствуют заключенный в нем гуманный смысл, вдохновляющий на развитие творческих возможностей во имя счастья людей, мира и справедливости".
Международная критика отметила необычность колорита, смелость решения и поистине новаторскую подачу столь трудного по выражению содержания.
Французские критики отметили, что ЮНЕСКО приглашались лишь три художника с мировыми именами — Мирро, Пикассо и Глазунов.
Достоевский. Белая ночь.
1982. Xолст, масло.
Тутаев над рекой.
1984. Собственность автора.
Дороги войны
1985 год
1985. Холст, масло.Поцелуй Иуды.
Прощание
1986 год
Костры октября
1986 год
Холст, масло. 100×200
Автопортрет с семьей.
1986.
Воскрешение Лазаря.
1987. Холст, масло.
Портрет писателя Валентина Распутина.
1987. Холст, масло. Собственность автора.
1988. Холст, масло. 300 х 600. Илья Глазунов. Вечная Россия (Сто веков).
В сотнях тысяч репродукций разошлась по всему свету одна из центральных для творчества художника картина "Вечная Россия". И снова, как и в "Мистерии XX века", мы должны отметить истинное новаторство творческой воли художника который показывает нам в одной картине всю историю России.
Мировое искусство не знает примера подобной картины как по своему содержанию, так и по своей сложности. Один из зрителей, помнится, мне на выставке сказал: "Боже мой, сколько силы у этой картины! Я ощущаю гордость, что я родился русским! Многие здесь на выставке спрашивают: "А кто это? А кто это?" И это прекрасно, что зрители начинают многое узнавать о России и чувствовать свою сопричастность нашей Великой Истории".
Следует отметить, что в этой картине Глазунов выступает прежде всего как историк, видящий истоки русского славянского племени в седой древности "Ригведы" и "Авесты". В древнерусском искусстве, а точнее в искусстве церковных фресок, кто-то из дореволюционных критиков нашел хорошее слово — "ковровый". И в самом деле, драгоценный покров колористического решения этой великой картины Ильи Глазунова поражает даже его врагов. Ведь размер картины 3 х 6 м. Глазунову, в отличие от его многих коллег, никогда не давали государственных заказов. Подлинная слава великого художника стала следствием многотысячных очередей зрителей на его выставки у нас и за рубежом. В свое время западногерманский "Шпигель" написал: "Кто против Глазунова, тот против России".
Необычные замыслы художника, историка и философа, воплощаются в поражающие своей красотой музыкальные цветовые созвучия подлинного колориста, которому доступны самые смелые ракурсы, группировки людей и ритмы композиции.
Сегодня по многообразию творческих устремлений и свершений равных Илье Сергеевичу Глазунову нет!
Великий эксперимент
1990 год
Холст, масло
Сергий Радонежский и Андрей Рублев
1992 год
Из цикла «Поле Куликово»
Холст, масло. 98,5×199
Изгнание из Рая. 1994
Два князя. 1994. Xолст, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
Илья Глазунов. Россия, проснись!
1994. Холст, масло. 250 x 400.
Картина "Россия, проснись!" пронизана глубоким трагизмом. Однажды в интервью Илья Глазунов обмолвился, что он трагический пессимист, потому что оптимист — это плохо информированный пессимист. Но, однако, с выставок Глазунова миллионы зрителей выносят огромный энергетический заряд, помогающий им жить и верить в Россию. На проклятый вопрос нашего времени — "Что делать?" — художник дает свои ответы: "Верить и бороться! С нами Бог!".
Каждое произведение Глазунова не только сокровенно, интимно и таинственно в своей простоте, но и публицистично. По его картинам можно изучить то страшное лихолетье, когда было совершено национальное самоубийство, выраженное в развале когда-то неделимой и великой Российской империи. Многие народы нашей страны, но прежде всего русский, ощущают на себе все коварство и преступность геноцида, цель которого — стереть с лика мира имя "Россия" и имя "Русский". Известны слова царя Александра III, что у России лишь два союзника — ее армия и флот. И мы знаем, что сегодня творится в армии и на флоте. Известно, что старики сегодня обречены на голодное вымирание, а тем, кто работает, не считают нужным платить за их труд. Процветают наркомания, разврат, проституция. Из средств массовой информации известно, что детей продают на "запчасти", свирепствующий и ненаказуемый в России криминал создал сеть работорговли, проститутками из России заполнены публичные дома Европы и Америки. Вот почему картина Глазунова, написанная в 1994 году, звучит как набат, призывающий к решительным действиям — остановить темные силы вселенского зла, разгулявшиеся, пока безнаказанно, на просторах нашей страны. Сегодня сокращенный и расчлененный в результате братоубийственной войны, голода, мора, унижения и предательства Русский Народ поставлен на колени.
"Чужие голоса поучают нас по радио. Чужие лица врываются в наши дома с экранов телевизоров. Во что нас надо бить еще, чтобы мы поняли, осознали наконец гибельное свое положение? Чтобы мы обратили взоры свои на небо, к Тому, Кто сказал: "Призови Меня в день скорби твоей, и избавлю тебя...". Так писал столь чтимый верующими великий пастырь современности Иоанн - Митрополит Петербургский и Ладожский. Картина большая — 3 х 2 метра. В центре изображен юноша, поднимающий призывом к небу в одной руке Новый Завет, а в другой знаменитый автомат Калашникова. Вера и Сила! Как всегда, каждый сантиметр произведения Глазунова несет огромный смысл, идея картины столь остро звучит в наше время — в дни нового геноцида русского народа. На ремне полуобнаженного юноши известные слова Суворова, ставшие символом русской армии: "С нами Бог!".
Художник не ограничивается в показе духовной жизни России образом Христа — он напоминает нам о древней славянской мифологии, показывая совершенно необычный в своем решении образ Перуна, именем которого клялись дружинники Рюрика. Мы видим и архангела Михаила, извечного борца с Сатаной, невольно вспоминаем Архангельский собор в Кремле, где похоронены русские цари и великие князья, создавшие нашу Великую Державу. Молодой воин с девушкой, одетой в военную форму, словно вырастают из растрескавшейся, будто напоенной кровью Земли. За ними сила русской небесной рати — святых угодников Божьих. Запоминаются лики Сергия Радонежского и Патриарха Гермогена. В атаку за Отечество идет в бой старик — ветеран Великой Отечественной войны. Очень кстати Глазунов использует образ командира, идущего в атаку на немцев в тяжкие времена 1941 года. А вот русская семья, выставленная на продажу... В левом углу — мертвецки пьяные бомжи вносят жуткий современный мотив в страстный призыв Ильи Глазунова: "Россия, проснись!"
Илья Глазунов. Рынок нашей демократии.
1999. Холст, масло. 300 х 600.
"Рынок нашей демократии" отражает мысли миллионов наших сограждан, очутившихся в ситуации постсоветского периода, и если "Разгром Храма в Пасхальную ночь" можно сравнить с эпическими творениями русской школы живописи, то в этой картине мы чувствуем боль и гнев художника, нашего современника, который с несокрушимой смелостью собирает воедино и показывает зрителю весь кошмар беззакония конца ХХ века. Но в картине светится, вопреки всему, луч надежды и веры в грядущее возрождение России.
Храни Бог Россию!
1999. Холст, масло.
Христос и Антихрист . 1999
Поединок
2004 год
Из цикла «Поле Куликово»
Холст, масло. 98,5×198,5
Закат Европы.
2005. Xолст, масло.
Кижи.
2008. Xолст, масло
Райские птицы Древней Руси
2010 год
Дерево, смешанная техника. 149×250
.
Осенний пейзаж.
2011. Xолст, масло.
Изгнание торговцев из храма.
2011. Холст, масло.
Помяните раба Божия Илию. Да простит ему Господь грехи его вольные и невольные и дарует Царствие Небесное!
Свежие комментарии