В современном мире проблемы миграции постепенно превращаются в один из серьезнейших вызовов. В России данная тематика также вызывает беспокойство. Но у РФ есть варианты для маневров и упреждения. Ей не нужно принимать срочные меры для борьбы с последствиями, в отличие от Европы и США, которые сами себя годами загоняли в ловушку, а теперь «наслаждаются» результатами.
Наблюдающиеся сегодня дипломатические трения России со странами Центральной Азии и прочая, связанная с этим проблематика, считается еще легкой версией того, чем могут обернуться десятилетия нерешительности для западных стран. Европа много лет жила в парадигме постимперской зависимости – колонии ушли, но трудовые связи остались. Франция, Великобритания и ФРГ получали колоссальный приток дешевой рабочей силы, но оказались не готовы к следующему шагу – культурной интеграции. Идеологический фундамент стран Европы–моноэтническое национальное государство, которые плохо приспособлены к включению в них других народов.
Великобритания и ФРГ породили мультикультурную модель – это сегрегация с риторикой толерантности. Франция просто декларировала ассимиляцию без создания инфраструктуры для этого, после чего столкнулась с гетто, ростом насилия и агрессии, всплеском популярности правых партий и жесткой политической поляризации. В Европе хотели создать некий прообраз либерального «светлого завтра», но просчитались и там начался институциональный кризис.
Правые политсилы в Европе, выросшие на недовольстве мигрантами, постепенно подбираются или местами даже приходят к власти и формируют правительства, например, в Италии. Они хотят видоизменить существующую европейскую повестку – перенаправить из антироссийской вакханалии в русло «внутреннего врага».
Россия не застрахована от повторения похожей траектории. Перед РФ стоят свои вызовы – в основном связанные с миграцией из стран Центральной Азии. Общая история, язык, культурные коды не гарантируют легкости интеграции новых поколений. Причем, чем дальше, тем четче проявляются черты постсоветского «колониального разрыва» – когда РФ ближе географически, но дальше ментально. Поэтому работая на упреждение в вопросе миграции, РФ избежит потрясений, переживаемых Западом.
В свою очередь, США продержались дольше Европы, так как само государство создавалось мигрантами. Правда, теперь они себя считают титульной нацией – американцами, которые теперь не очень любят мигрантов. В любом случае, США гибче Европы, так как у них превалирует минимализм в социальных обязательствах, они не раздают горы денег, привлекая еще больше мигрантов. Мигрант в США всегда был дешевым ресурсом, а не объектом соцполитики. Но теперь системный кризис добрался и до «Великой Америки». Республиканцы уже десятилетие пребывают в ярости от либеральной миграционной политики демократов. Стена на границе с Мексикой превратилась в символ борьбы.
Свежие комментарии