Кто-то из современных писателей (кажется, Пелевин) предложил афоризм, что заговор против России действительно существует, и в нём участвует всё взрослое население России. Я бы поправил — в заговоре участвуют все смердяковы России. А их, как известно, на Руси хватает. Лакей-отцеубийца Смердяков всю Россию ненавидел, и жалел, что Наполеон не победил её: «Умная нация победила бы весьма глупую-с; совсем бы другие порядки были б».
Был ещё такой — уже реальный, а не литературный — персонаж Печерин, ставший в эмиграции иезуитом, который прославился строчками: «Как сладостно Отчизну ненавидеть, и жадно ждать её уничтоженья…».
Вот подобная смердяковщина — то есть прямая ненависть к собственной стране и её народу — свойственна, к сожалению, определенной части русских «образованцев». Наверное, это самая отвратительная наша национальная черта. С трудом могу представить, чтобы англичанин, француз или американец с наслаждением смаковал свои национальные недостатки, или даже придумывал их специально.
Некоторые европейцы за это зовут русских мазохистами. На улице, в трамвае, в гостях нередко слышится — «ну, где уж нам! Вот в Японии, вот в Финляндии, вот в Голландии…».
Помню, когда американцы высадились на Луне, одни мой знакомый философ удовлетворенно сказал: «Наконец-то. И нечего нам с ними соревноваться…».
Про основоположника американского телевидения Зворыкина, отца американского вертолетостроения Сикорского или лауреата Нобелевской премии по экономике «американца» Василия Леонтьева он, видимо, не знал, или забыл…
Слов нет, у России много бед. И даже чёрных пятен на национальном теле. Может, даже больше, чем у иных культурных народов, для которых рацио, закон, умеренная середина, канон, ритуал есть естественная среда экзистенциального обитания. Но только от умеренности не родится ничего высокого — только среднее.
«Средний европеец как идеал и орудие всемирного разрушения» — гениальная формула Константина Леонтьева.
Или ещё одно его высказывание: «Святые были и при турках, а при бельгийской конституции не будет и преподобных».
Там, где горы, там и провалы. Действующие лица Писания — не умеренные клерки и университетские профессора, а разбойники и мытари, блудницы и апостолы (неграмотные рыбаки).
Такой же народ и на Святой Руси. Где уж смердяковым-печериным это увидать. У них, как у свиньи, глаза только вниз, только на лужи…
Александр Леонидович Казин, доктор философских наук, профессор, научный руководитель Российского института истории искусств
Свежие комментарии