«Если брать литературный ряд… Русский народ – это ведь литературный народ в семье цивилизаций.
Это история одной семейки. Это, конечно, Чичиков, безусловно, и Собакевич, и всё остальное, но но лучше всего сравнить с историей одной семейки – это Карамазов-старший и его сыновья, включая Смердякова. Это Иван, Алёша, Дмитрий…
То есть это отцеубийцы; этот развратный старик, паскудный, который родил святого ребёнка, тем не менее; от забитой им же матери…
Это история одной семейки в чистом виде. Это такая достоевщина, она очень живая. Достоевщина вообще живее всех живых в литературе.
Что касается, кому стыдно, кто плачет, кто гордится, кто смеётся… Человек – это вообще человек. По Паскалю - это смесь величия и ничтожества. Это и по Хайяму, и по Евангелию. Я велик, я же ничтожен... Я же безмерно велик, это по Хайяму… "Я царь, я червь, я Бог", это Державин.
Все, кто думал об этом, находил в человеке смесь ничтожества и величия, и нация, как коллективный человек, тоже имеет в себе эти низкие черты, высокие, преображённые и непреображённые силы души.
Во всём этом европейском пространстве цивилизационном, русский человек - не закончен. Можно догадываться…
Немец как бы закончен, отсечён и поставлен на тумбочку, и мы уже знаем, что он сделает, его дурости мы знаем, его гадости, его величие мы помним уже…
Итальянец, в принципе, закончен, хотя это молодая нация - народ древний, а нация молодая.
Француз, в принципе, отшлифован столетиями очень клёво. А русский, как бы, он открыт, поэтому – за ним будущее. Он может смимикрировать под француза, подделаться под итальянца, задружиться с китайцем, но сам он для себя ещё не закончен, поэтому в этом Достоевский и видел его будущность.
Он открыт в будущее: ещё неизвестно, чего он отчебучит».
Целиком видео с участием о. Андрея Ткачёва можно посмотреть здесь.
Свежие комментарии