На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • валерий двойнишников
    Помойлов, тот вообще то не человек в общем-оно млекопитающее....«Вина за развал С...
  • валерий двойнишников
    А где русские городки, лапта и т.п. Сталина хочу! Не хочу своим детям и внукам остаться без будущего...Минпросвещения РФ...

Ветхий Завет о труде, богатстве и собственности

Понятия труда в райском состоянии и после изгнания из рая. Собственность у первых людей. Десятословие. Хозяйственные установления Моисеева закона. Понятие рабства в Ветхом Завете. Понятие богатства и бедности в Ветхом Завете. Экономика ветхозаветной церкви. Об исполнении Моисеева закона в истории избранного народа.

Начать курс христианской имущественной этики имеет смысл с изложения хозяйственных норм, установленных в Ветхом Завете. И дело здесь не только в традиции (хотя для многих богословско-исторических курсов такое начало является давней традицией). Дело в том, что Закон, которому подчинялась  жизнь ветхозаветного народа, включает в себя развернутые экономические установления. Поэтому хозяйственную жизнь Ветхозаветного Израиля можно рассматривать как введение ко всей проблематике христианской имущественной этики. И прежде всего мы постараемся обратить внимание на высокий нравственный смысл ветхозаветных хозяйственных норм.

Следует, однако, иметь в виду, что ветхозаветные установления отнюдь не являются христианским идеалом. Ветхий Завет был дан  народу грешному, «жестоковыйному» (Исх.32,9). Цель Закона – наложить на народ благотворную узду, удерживающую его от саморазрушения и постепенно продвигающего его по пути домостороительства нашего спасения.  «Закон ничего не довел до совершенства» (Евр.7,19) говорит апостол Павел. И тем не менее, познакомиться с этими во многом замечательными установлениями крайне поучительно.

Понятие труда в райском состоянии и после изгнания из рая. Первые главы книги Бытия повествуют о том, как Господь сотворил мир и человека. Причем, человек был помещен в рай, Эдем, где у него не было забот о пропитании. Однако Господь не оставил человека праздным: «И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Эдемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт.2,15). Смысл этого фрагмента в том, что истинным самодержавным владыкой всего сущего является Бог; человек же должен «возделывать и хранить» землю оставаясь в подчинении Владыке. Тезис о том, что все принадлежит Господу, проходит красной нитью по всему Священному Писанию, являясь основой всего ветхозаветного Законодательства. Кроме того, этим фрагментом дается заповедь творческого труда, который должен сопровождать жизнь человека. Причем, – труда радостного, труда в любви.

Человек пал, и это предопределило всю дальнейшую историю человечества.  Грехопадение прародителей обусловило кардинальные изменения и в хозяйственной сфере. Господь говорит Адаму: «проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят» (Быт.3,17-19). Труд радостный был у человека отнят, а дан труд-страдание, труд-тяжесть.

Весь Ветхий Завет наполнен подтверждениями этого проклятия. Практически все его многочисленные персонажи трудятся «в поте лица». Это проклятие и доселе лежит на человечестве. К этому вопросу мы еще вернемся, рассматривая значение труда в Новом Завете. Но, с другой стороны, этот постоянный тяжелый труд стал и средством спасения людей. Он явился неотъемлемым элементом домостроительства спасения человечества. Заповедь трудиться давала возможность обществу существовать и развиваться. Кроме того, она поддерживала в обществе определенный уровень нравственности. Можно сказать, что труд, как и все ветхозаветной законодательство, является детоводителем ко Христу.

Собственность у первых людей. Отметим, что в райском состоянии мы не видим у человека ни малейших следов личной собственности. Даже одежды у первых людей не было – они оставались наги. Впрочем, некоторые библеисты указывают на следующее речение Господа, относящееся к Эдемскому периоду: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею землею» (Быт.1,28). Указывая на слово «обладайте», они считают, что тут Господь благословил частную собственность. Это мнение безосновательно, ибо в тот момент на земле было уже два человека – Адам и Ева, и уж если речь идет о частной собственности, то Господу нужно было бы разделить обладание между ними. Однако этого сделано не было. Наоборот, им было предписано совместное обладание «всей землей». Бог дает заповедь «владычествовать» над всем земным творением, причем это «владычество» усваивается не конкретному человеку, а всему роду человеческому.

Другое дело – ситуация после грехопадения. Лишь только прародители пали, они сделали себе печально известные «смоковные листья» (Быт.3,7). Этот акт можно рассматривать как первый, направленный на введение частной собственности. Уже дети первой четы – Каин и Авель – приносят Господу то, что они фактически присвоили от трудов своих (Авель был пастухом и принес в жертву тук овец, а Каин – земледельцем и принес  плоды земли). Хотя грехопадение открыло дорогу к частной собственности, но путь к ней был долгим. Мы видим, что древнейшее человечество еще долго живет большими семейными кланами (примером может служить семья Авраама, в которой было более 300 рабов), фактически крошечными монархическими государствами, в которых собственность, формально принадлежа главе клана,  фактически распределятся между всеми его членами на семейном принципе, без всяких «рыночных отношений». Более или менее развитое право частной собственности, по-видимому, сформировалось к моменту исхода из Египта.

Десятословие. На Синайской горе Моисей получает от Бога скрижали, на которых были записаны десять заповедей. Это величайший момент не только в жизни еврейского народа, но и всего человеческого рода. Бог дает законы, по которым должно жить падшее человечество, чтобы подготовить приход Спасителя. Синайское законодательство задало и новый тип хозяйственных отношений, обладающих рядом замечательных особенностей. Фактически все десять заповедей (Втор.5,2-21) имеют отношение к хозяйственной деятельности. Первые три («Я Господь Бог твой», «Не сотвори себе кумира», «Не произноси имени Господа Бога твоего всуе») устанавливают верховенство Бога во всех, в том числе и хозяйственных, делах. Четвертая («Наблюдай день субботний») регламентирует режим труда и отдыха. Пятая и седьмая («Почитай отца своего и матерь свою», «не прелюбодействуй») охраняют незыблемость семьи, в том числе и как хозяйственной ячейки. Шестая («Не убей») устанавливает верховную ценность жизни, поддерживать которую призвано хозяйство; девятая («не произноси ложного свидетельства») – принцип честности. Восьмая и десятая («не кради», «не пожелай») охраняют собственность.

Прежде всего отметим, что хозяйственные нормы введены в закон. Это говорит и об исключительной важности этой сферы жизни человека, и о необходимости ее упорядочения. Хозяйственная жизнь не пускается на самотек, не отдается на откуп «стихии рынка». Наоборот, закон подробным образом регламентирует хозяйственно-экономические отношения. Хотя, в силу падшести человеческой, закон не ставит перед людьми слишком высоких, неисполнимых задач.

Далее, Десятословие формулирует главные  заповеди спасения – заповеди любви к Богу и ближнему. «На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф.22,40) – сказал Спаситель. Эти заповеди становятся ведущими для имущественных отношений Нового Завета. В Ветхом же Завете, заповедь любви к ближнему сформулирована частично, при помощи отрицательных высказываний: «не убей», «не  прелюбодействуй». И все же эта заповедь имеет огромное влияние на хозяйственную жизнь избранного народа.

Наконец,  Десятословие закрепляет установившееся у евреев право частной собственности: «не кради», «не пожелай дома ближнего твоего… ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего». Однако отсюда нельзя делать вывод, что право частной собственности установлено Богом на все времена. Ведь имущественные заповеди Нового Завета уже иные. Впрочем, и заповедь «не кради» носит универсальный характер – она применима не только к частной, но и к общественной собственности.

Конечно, вся экономика ветхозаветного общества строится на частной собственности. Это норма, от которой ветхому человеку уйти невозможно. Она зафиксирована в законах и других, более древних, народов: египтян, вавилонян или шумеров. Однако, весь смысл Моисеева законодательства состоит как раз в ограничении права частной собственности, дабы не допустить чрезмерного накопления богатств в одних руках. Частная собственность не считается священной – она самим законом постоянно ограничивается. Это становится ясно, если присмотреться к хозяйственным нормам закона более пристально.

Хозяйственные установления Моисеева законодательства. Помимо Десятословия  Закон содержит еще целый ряд высоконравственных  хозяйственных норм.

«Субботний год».  Каждый седьмой год закон предписывает не сеять и не убирать урожай: «шесть лет засевай поле твое и шесть лет обрезывай виноградник твой и собирай произведения их, а в седьмой год да будет суббота покоя земли, суббота Господня: поля твоего не засевай и виноградника твоего не обрезывай» (Лев.25,3-4), все же выросшее на полях отдается бедным и животным: «что само вырастет на жатве твоей, не сжинай, и гроздов с необрезанных лоз твоих не снимай; да будет это год покоя земли; и будет это в продолжение субботы земли всем в пищу, тебе и рабу твоему, и рабе твоей, и наемнику твоему, и поселенцу твоему, поселившемуся у тебя; и скоту твоему и зверям, которые на земле твоей, да будут все произведения ее в пищу» (Лев, 25,5-7). 

Кроме того, законом предусматривалось, что в конце каждого седьмого года отменялись все долги (Втор.15,1-2), причем особо отмечается, что никто не имеет права отказываться от дачи в долг в последний год (Втор.15,9). Однако долги прощались только евреям: «с иноземца взыскивай, а что будет твое у брата твоего, прости» (Втор.15,3).

Наконец, соплеменники, находившиеся в рабском состоянии, отпускались на волю в 7-ой год. (Лев. 25, 39-55, Исх. 21,2, 26, 27, 32). При этом, отпускалась на волю и жена раба. Если же жена была дана рабу господином и она родила детей, то она и дети должны оставаться у хозяина. Смысл последнего в том, что жена с детьми оставались у господина по человеколюбию: на седьмой год раб не засевал своего поля и ему было бы нечем прокормить семью /7:166/.

Юбилейный год.  По слову Христа – «лето Господне благоприятное» (Лк.4,19). По тексту Ветхого Завета –это именно 50-ый год. В юбилейный год, как и в «субботу Господню», предписывается не сеять и не жать. Иначе говоря, два года подряд земля не должна засеваться. Это обстоятельство побудило некоторых библеистов высказать мнение, что юбилейный год – 49-й. Как бы там ни было, смысл юбилейного года в словах: «возвратитесь каждый во владение свое» (Лев.25-13). Восстанавливается как бы «статус кво» времен Иисуса Навина, когда вся земля обетованная была разделена по жребию между еврейскими семьями. Ветхий завет допускал продажу земли, в том числе – и за долги. Однако, всякая купленная земля в юбилейный год возвращается к продавшему ее, даже если он не имеет, чем за нее заплатить. Таким образом, законодательство юбилейного года продажу земли фактически превращает в аренду на определенный срок, причем подчеркивается: «Землю нельзя продавать навсегда, ибо Моя земля: вы пришельцы и поселенцы у Меня» (Лев.25,23).

Аналогичное узаконение предусматривается и для деревенского дома без ограды (ибо такой дом тесно связан с землей). Для дома в городе с оградой такого указания нет – он остается в вечное пользование купившего его.

Кроме того, в юбилейный год  все рабы-евреи отпускаются на волю и возвращаются в свой надел.  Библеисты спорят о целесообразности этой меры, поскольку дарование воли рабам предписывается каждый седьмой год. А. Лопухин считает, что рабов отпускали не в седьмой год, а после шести лет службы, а потому юбилейный год выгоден тем рабам, которые прослужили менее шести лет /8:495/. Другое мнение сводится к тому, что в юбилейный год освобожденные рабы сразу получали землю.

Следует обратить особое внимание на удивительную высоту и эффективность этих законов. Они не только радикально предотвращают как рабство внутри еврейского народа, но и фактически уничтожают экономическую эксплуатацию, не давая возможности возникнуть резкой дифференциации на богатых и бедных. По сути дела в них законодательно закреплена социальная справедливость. Более того, можно утверждать, что эти законы на социальном уровне фиксирует заповедь любви к ближнему. Естественно, это сделано с оглядкой на человеческую падшесть. Но все же невооруженным глазом видно нравственное превосходство и большее человеколюбие законов Моисея по сравнению с  законами современного мира, формально христианского.

На восстановление справедливости направлены и другие  установления закона, касающиеся имущественных отношений.

Обеспечение труда наемников. Прежде всего, закон субботы обеспечивал отдых. Плата работникам должна производиться незамедлительно: «В тот же день отдай плату его (наемника –  Н.С.), чтобы солнце не зашло прежде того, ибо он беден  и ждет ее душа его» (Втор.24,14). Из последней нормы также следует, что  запрещалось требовать работы после захода солнца.

Законы о воровстве и залогах. За украденное, если вор пойман с поличным, полагается уплатить вдвое (Исх. 22,4-9). «Если же кто украдет вола или овцу и заколет и продаст, то пять волов заплатит за вола и четыре овцы за овцу» (Исх.22,1). Если же заплатить нечем, то закон предписывает идти в рабство или отдать в рабство своих детей.

Брать вещи в залог допускается, но только, если это не угрожает жизни или здоровью: «Никто не должен брать в залог верхнего и нижнего жернова, ибо таковой берет в залог душу» (Втор.24,6). «Если возьмешь в залог одежду ближнего твоего, до захождения солнца возврати ее, ибо она есть единственный покров у него» (Исх.22,26).

Хозяйственный ущерб. Большое внимание закон уделяет имущественным и хозяйственным спорам. Важность этих проблем видна хотя бы из того, что о них Господь говорит сразу после объявления Десятословия, например:

 «Если кто раскроет яму, или если выкопает яму и не покроет ее, и упадет на нее вол или осел, то хозяин ямы должен заплатить, отдать серебро хозяину их, а труп будет его. Если чей-нибудь вол забодает до смерти вола у соседа его, пусть продадут живого вола и разделят пополам цену его; также и убитого пусть разделят пополам; а если известно было, что вол бодлив был и вчера и третьего дня, то хозяин его (быв извещен о сем) не стерег его, то должен он заплатить вола за вола, а убитый будет его» (Исх.21. 33-36).

Тут хорошо видно, что закон прежде всего охраняет справедливость: он не жесток, но и не потакает нарушителям.

Ростовщичество полностью запрещалось по отношению к единоплеменникам: «Не отдавай в рост брату твоему ни сребра, ни хлеба, ни чего либо другого, что можно отдать в рост; иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост» (Втор.23,19-20).  Однако, иноземцу еврей обязан был отдавать в рост, причем имеется и обоснование: «и ты будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы; и господствовать будешь над многими народами, а они над тобою не будут господствовать» (Втор.15,6). Тут подчеркнута исключительная важность процента в сфере экономических отношений. Процентный механизм давал евреям весомое экономическое преимущество перед окружавшими их языческими народами. И сейчас капиталы создаются главным образом за счет процентов; также эксплуатация человека человеком или народа народом в основном осуществляется через процентные займы.

Торговля. Закон разрешал торговлю, причем предписывалось выставлять справедливую цену. Кроме того, закон запрещал обман в делах торговли: «Не делайте неправды в суде, в мере,  в весе и в измерении: да будут у вас весы верные, гири верные, ефа верная и гин верный» (Лев.19,35-36) (ефа и гина  – меры объема, равные соответственно 52.48 л. и 8.5 л.). 

В ветхозаветные времена в качестве денег использовались сикли – слитки серебра (около 8.5 г.). Но поскольку слитки были все-таки разного веса, иудеи носили с собой гири за поясом. Одна мина равнялась 50 сиклям, один талант – 60 минам. Были и золотые сикли, мины и таланты, причем стоимость серебра к золоту относилась как 1/13. Авраам купил у Ефрона участок земли за 400 сиклей. Кроме того, были в большом ходу римский  динарий и равная ему греческая драхма; они составляли 1/100 мины. Обол стоил 1/6 драхмы, а лепта – 1/56 обола. Отметим, что динарий составлял обычную дневную плату наемнику.

Милостыня. Помимо законодательных постановлений, запрещавших грубую эксплуатацию и бесконтрольное имущественное накопление, закон включал требование творить милостыню и человечно относиться к бедным и нищим:

«Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе: то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим, но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается. Берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль: «приближается седьмой год, год прощения», и чтоб от того глаз твой не сделался немилостив к нищему брату твоему, и ты не отказал ему; ибо он возопиет на тебя к Господу, и будет на тебе грех. Дай ему взаймы, и, когда будешь давать ему, не должно скорбеть сердце твое; ибо зато благословит тебя Господь, Бог твой, во всех делах твоих и во всем, что будет делаться твоими руками. Ибо нищие всегда будут среди земли твоей; потому я и повелеваю тебе: отверзай руку брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей» (Втор.15,7-11).

Отметим, что отказ в милостыне закон рассматривает как грех. И даже указывает, что давая милостыню «не должно скорбеть сердце твое». Это уже определенное выражение нравственной нормы любви к ближнему. На протяжении всего ветхозаветного периода пророки призывают творить милостыню:

 «Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся  бедных введи в дом; когда увидишь нагого – одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» (Ис.58,7).

«Ибо я милости хочу, а не жертвы» (Ос.6,6).

«Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою» (Пр.25,21).

«Вдовы и сироты, пришельца и бедного не притесняйте» (Зах.7,10).

Оценивая в целом хозяйственные нормы Синайского законодательства, мы видим следующие особенности.

  1. Законы, регулирующие хозяйственную деятельность, не возникли исторически и не образовались под давлением предшествующей социальной практики и экономических реалий. Они даны непосредственно Иеговой точно также, как даны прочие законы, регламентирующие социальную и личную жизнь.
  2. Бог говорит израильскому народу, что если он будет исполнять эти законы, то ему будет обеспечено благополучное житие и хозяйственный успех. «Если вы будете поступать по уставам Моим и заповеди Мои будете хранить и исполнять их, то Я дам вам дожди в свое время, и земля даст произрастения свои, и дерева полевые дадут плод свой; и молотьба хлеба будет достигать у вас собирания винограда, собирание винограда будет достигать посева, и будете есть хлеб свой досыта, и будете жить на земле вашей безопасно» (Лев.26,3-5). В противном случае народ будет сурово наказан от Бога: «и небо ваше сделаю как железо, и землю вашу как медь; и напрасно будет истощаться сила ваша, и земля ваша не даст произрастений своих, и дерева земли вашей не дадут плодов своих (…) хлеб, подкрепляющий человека, истреблю у вас (…) и будете есть плоть сынов ваших, и плоть дочерей ваших будете есть» (Лев.26,19-29).

Таким образом, можно утверждать, что законы Моисея вводят принцип хозяйственной теократии, предполагающий подчинение Богу в повседневной хозяйственно-экономической деятельности.

Рабство в Ветхом Завете. Имеет смысл немного остановиться на характере бытовавшего среди ветхозаветных евреев института рабства. В окружавших еврейский народ государствах  – Ассирии, Вавилоне, Египте – существовали очень суровые  законы для рабов, фактически превращавших их в бесправный рабочий скот. Иную картину мы видим в Израиле.  Мы уже упоминали о гуманных нормах седьмого года, предписывавших отпускать раба после шести лет работы. Но дело даже не столько  в этом. Сама жизнь раба была иной. Раб в древнееврейском языке «эвед» означает «работник». Перевод этого слова как «раб» («дулос») впервые появился в Септуагинте и был перенесен затем в Синодальный перевод /7:161/. «Раб» был в достаточной мере свободной личностью, сравнимой в этом смысле с нашими крепостными крестьянами. Поэтому случаи «попадания в рабство» за неуплату долгов или продаже в рабство своих детей следует понимать с учетом этого обстоятельства. Фактически рабство было продажей труда, либо собственного, либо своих детей, в уплату за долг. Вот как закон Моисеев требует обращаться с рабом: «Когда обеднеет у тебя брат твой и продан будет тебе, то не налагай на него работы рабской: Он должен быть как наемник, как поселенец; до юбилейного года пусть работает у тебя, А тогда пусть отойдет он от тебя, сам и дети его с ним, и возвратится в племя свое, и вступит опять во владение отцов своих, Потому что они – Мои рабы, которых я вывел из земли Египетской: не должно продавать их, как продают рабов; Не господствуй над ним с жестокостью и бойся Бога твоего» (Лев.25, 39-43).

Законодательство заботится и о том, откуда добыть средства к существованию рабу, вышедшему на свободу: «Когда же будешь отпускать его (раба – Н.С.) от себя на свободу, не отпусти его с пустыми руками, Но снабди его от стад твоих, от гумна твоего и от точила твоего: дай ему, чем благословил тебя Господь, Бог твой: Помни, что и ты был рабом в земле Египетской и избавил тебя Господь, Бог твой, потому и сегодня я заповедую тебе сие» (Втор.15,13-15).

Отметим, что все это должно быть передано освобождающемуся рабу безвозмездно. Еще одна норма: «Не выдавай раба господину его, когда он прибежит к тебе» (Втор. 23. 15).

Однако, к рабам-неевреям отношение иное.  Своих единоплеменников нельзя держать в рабах более шести лет. А вот иных рабов можно: «А чтобы раб твой и рабыня твоя были у тебя, то покупайте себе раба и рабыню у народов, которые вокруг вас; также и из детей поселенцев, поселившихся у вас, можете покупать и из племени их, которое у вас, которое у них родилось в земле вашей, и они могут быть вашей собственностью; можете передавать их в наследство и сынам вашим по себе, как имение; вечно владейте ими как рабами» (Лев.24,44-46).

Ни под «субботу Господню», ни под «юбилейный год» рабы из не евреев не подпадают. Заметим однако, что слово «поселенец» усваивается неевреям, сохранявшим свои языческие верования. Если же поселенец принимал веру Авраама, то он становился «пришельцем», которого уже следует отпускать в седьмой год /7:163/.

Богатство и бедность в Ветхом Завете. Итак, закон Моисеев, кладя в основу хозяйственной жизни еврейского народа частную собственность, предполагает богатство и бедность, хотя и старается сгладить антагонизм между ними. В оценке богатства и бедности можно проследить две тенденции.

Богатство – признак Божиего благоволения. Такую мысль в ветхозаветных текстах можно найти не раз. Чтобы испытать Иова Господь отбирает у него богатство, но после искушений в знак Своего благоволения Он с лихвой все  Иову возвращает.

Екклезиаст говорит: «Умножь имущество, умножь и потребляй» (Екк. 5. 10), прибавляя: «И если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это дар Божий» (Екк.5,18).

Соломон возвещает: «Венец мудрых – богатство» (Пр.14,24).

Иисус, сын Сирахов, поучая сына, говорит: «Доброе и худое, жизнь и смерть, бедность и богатство – от Господа» (Сир.11,14).

Пророк Самуил говорит: «Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает» (1 Цар.2,7). О том же повествует и книга «Летопись» : “И богатство, и слава от лица Твоего”(1 Пар. 29, 12).

Поскольку богатство дается Богом, то оно часто рассматривается как положительная ценность: «Богатство и сила возвышают сердце» (Сир.40,26). «За смирением следует страх Господень, богатство и слава» (Пр. 22. 4).

Высоко ставя труд, Ветхий Завет часто видит в лености причину бедности:  «Много хлеба бывает и на ниве бедных, но некоторые гибнут от беспорядка» (Пр.13,23). «Ленивец зимою не пашет; поищет летом – и нет ничего» (Пр.20,4).

Независимость от богатства. Но есть и другая тенденция, вполне определенно прослеживающаяся у ветхозаветных писателей: не следует гнаться за богатством и надеяться на него:

«Кто любит серебро, тот не насытится серебром, и кто любит богатство, тому нет пользы от того. И это – суета!» (Екк.5,9).

«Не заботься о том, чтобы нажить богатство; оставь такие мысли твои. Устремишь глаза твои на него, и – его уже нет; потому что оно сделает себе крылья и, как орел, улетит к небу» (Пр.23,4-5).

«Не поможет богатство в день гнева» (Пр.11,4).

«Надеющийся на богатство свое упадет; а праведник, как лист будет зеленеть» (Пр.11,28).

«Нищеты и богатства не давай мне» (Пр.30,8)

 «Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога» (Пр.15,16).

«Не полагайся на имущества твои и не говори: «станет на жизнь мою» (Сир.5,1)

 «Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота» (Пр.22,1).

Лучше уповать не на  богатство, а на Господа – вот вывод, который часто звучит в Ветхом Завете.

Экономика ветхозаветной церкви. Колено Левино исполняло роль клира в ветхозаветной церкви, являясь важнейшим звеном теократии, введенной законами Моисея. Интересно проследить, как законодательство предполагало экономическое обеспечение этой части ветхозаветной церкви.

При разделе земли обетованной потомки Левия не получили особого удела, ибо сказал Бог: «Я часть твоя и удел твой» (Чис.18,20). Поэтому для того, чтобы обеспечить материальное существование левитов, законодательство предусматривает иные источники.

Города и поля левитов. Земля у левитов и священников все же была: им передавалось 48 городов с полями вокруг них. Поля являлись вечной собственностью левитов, но их размеры были ограничены  расстоянием в 2 тыс. локтей от городских стен.

Десятина.  Десятая часть плодов земли и скота шла в пользу левитов (Втор.12,6). Такая десятина считалась как бы рентой с земли в пользу священников. Впрочем, был еще один вид десятины, отдаваемый на дела благотворительности, из которого устраивались пиршества с участием  жертвователя, левитов и бедняков (Втор. 12,17-19) /8:620/. Каждый третий год это пиршество можно было устраивать не при скинии, а дома (Втор.14,28).

Десятину от полей можно было выкупать, отдав ее цену и прибавив пятую часть (Чис.27,31). Для десятины от скота выкуп запрещался. 

Жертвоприношения. В зависимости от вида жертвы священникам принадлежали либо все животное, либо часть его. Помимо жертвенных животных была еще «хлебная жертва», которая практически вся шла священникам.

Посвящение Богу. Младенцы мужского пола и первенцы от скота посвящались Богу. Первенцы от скота приносились в жертву. Но что делалось с первенцами-детьми – ведь их было достаточно много?  Проблему разъясняет книга Чисел (Чис.3.44-51). Там Господь через Моисея устанавливает, что вместо первенцев для служения Богу берутся левиты. Но поскольку число первенцев было больше, то за лишних, против числа левитов, предписывалось брать выкуп в пользу левитов по 5 сиклей за младенца. Эта норма предполагала, что далее любой первенец не из левитов будет выкупаться.

Имеется законодательство и для посвящения по обету. Так можно было посвятить Господу свою душу, детей, животных, землю или другую собственность. При этом существовала система выкупов за человека в пользу святилища: мужчина – 50 сиклей, женщина – 30 сиклей, отрок – 20 сиклей, младенец мужского пола – 5 сиклей (заметим, столько же, сколько и за первенца) и т.д. Выкупить можно было и скотину, поле или дом, но в данном случае к оценке, назначаемой священником, нужно было прибавить пятую часть.

Кроме того, назначалась подать с каждого мужчины по полсикля в год (Исх.30,12-16).        

В целом законодательство относительно материального обеспечения левитов и священнослужителей с одной стороны обеспечивает их материальную независимость от остального населения Иудеи, а с другой – не дает возможности левитам безудержно обогащаться.

Исполнение Моисеева закона в истории избранного народа. Итак, законы Моисея были, как бы сейчас сказали, в высокой степени социально ориентированными. Надлежащее исполнение этих норм должно было привести к созданию общества социальной справедливости. Это был закон, фиксирующий довольно высокий уровень нравственности, в том числе – и в экономических отношениях. Но падшесть человеческая брала свое, и в истории еврейского народа начался процесс постепенного их забвения и замены их новыми, менее гуманными нормами.

Закон о юбилейном годе почти никогда не соблюдался в Истории Израиля. Законодательство седьмого года также часто не соблюдалось. Иудеи даже считали, что 70-летнее вавилонское пленение – наказание за 70-кратный пропуск субботнего года.

Искажения закона не раз наблюдали ветхозаветные писатели: «И какой мир у богатого с бедным? Ловля у львов – дикие ослы в пустыне, так пастбища богатых – бедные» (Сир.13,22-23).

Пророческие книги полны обличений разного рода свидетельств попрания Закона, причем, не только в уклонении от веры в Единого Бога, но и уклонения от исполнения хозяйственных установлений.

Пророк Амос, предсказавший гибель царства Израильского, говорит: «Выслушайте это, алчущие поглотить бедных и погубить нищих – вы, которые говорите: «когда-то пройдет новолуние, чтобы нам продавать хлеб, и суббота, чтобы открыть житницы, уменьшить меру, увеличить цену сикля и обманывать неверными весами, чтобы покупать неимущих за серебро  и бедных за пару обуви» (Ам.8,4-6).

Пророк Исайя гневно восклицает: «Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его: вы опустошили виноградник; награбленное у бедного – в ваших домах. Что вы тесните народ Мой и угнетаете бедных? говорит Господь, Господь Саваоф» (Ис.3,14-15).

«Горе тем, которые постановляют несправедливые законы и пишут жестокие решения, чтобы устранить бедных от правосудия и устранить малосильных из народа Моего, чтобы вдов сделать добычею своею и ограбить сирот. И что вы будете делать в день посещения, когда придет гибель издалека? К кому прибегнете за помощью? И где оставите богатство ваше?» (Ис.10,1-3).

"Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле" (Ис.5,8).

Ко времени пророка Исайи, вопреки законодательству Юбилейного года,  земля чаще всего покупалась на неограниченный срок, и иудеи и прочие израильтяне уже мало чем отличались в этом отношении от других народов. Наивысшего экономического могущества еврейское государство достигло при царе Соломоне (+931 г. до р.х.). Его доходы достигали немалой величины. «В золоте, которое приходило Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых» (3 Цар.10,14). Это была столь значительная сумма, что «все сосуды для питья у царя Соломона были золотые, и все сосуды в доме из Ливанского дерева были из чистого золота; из серебра ничего не было, потому что серебро во дни Соломоновы считалось ни за что» (3 Цар.;.21). Соломон сумел всего за 7 лет построить грандиозный Храм Всевышнего.

Однако знаменательно, что  именно тут мы находим небезызвестное «число зверя»: «весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых» (3 Цар.10,14). Иначе говоря, «число зверя» является ветхозаветным символом богатства. Апокалипсис предупреждает, что именно те, кто примут это «начертание зверя», будут особенно мучимы «в огне и сере» (Откр.14,10).

Чем ближе вавилонское пленение, тем грознее пророчества. Софония возвещает, что «исчезнет весь торговый народ и истреблены будут обремененные серебром» (Соф.1,11).

Таким образом, избранный народ хозяйственную теократию фактически утерял. Не в последнюю очередь это связано с утратой политической теократии и введением монархического правления «как у прочих народов» (1 Цар.8,5). Экономическое и политическое тесно связаны между собой. А потому и экономические отношения постепенно приблизились к существовавшим у «прочих народов».

После возвращения из вавилонского плена была сделана попытка возродить чистоту Синайского законодательства. Но и тогда его нормы грубо нарушались. Так, пророк Неемия пересказывает слова бедных: «вот, мы должны отдавать сыновей наших и дочерей наших в рабы, и некоторые из дочерей наших уже находятся в порабощении. Нет никаких средств для выкупа в руках наших; и поля наши и виноградники наши у других» (Неем.5,5).  В данном случае, после обличения Неемии, справедливость была восстановлена. Но и далее гуманная сущность законов Моисея все время выхолащивалась. Недаром Иисус Христос говорит фарисеям: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру» (Мф.23,23).

Сомин Н.В.

http://chri-soc.narod.ru/posobie_2.htm

Картина дня

наверх