На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Владимир Акулов
    СВО ,  а  не настоящая  война  ...Думали  обойтись  малой  кровью,  думали  :враг  испугается  и  попишет  ,  что  на...Потерянное время....
  • Елена Бреслова
    Жаль, что Путин отсоветовал Януковичу применить силу против майдана, жаль, что потеряли 8 лет на минских соглашениях ...Потерянное время....
  • Елена Бреслова
    Господи! прошу🙏🙏🙏 пусть ребята возвращаются живыми!🙏🙏🙏 они так нужны России! 🙏🙏🙏 и Победы вам, мальчики!⚡‼️ ...Позывной «Сталин»...

Либерализм и язык

 

Либерал, либераст, либероид, либермот и ещё десятки других производных от слова "либерализм" хорошо известны. Все они выражают народную ненависть и к этому слову, и к понятию, которое оно описывает, и к людям, которые исповедуют философию либерализма.


А что это такое - либерализм?

 

Если вы внимательно читали Маркса, Энгельса, Ленина или Сталина, то наверняка заметили одну очень знаковую черту, очень характерную деталь, дающую ответ на вопрос о философской и нравственной сути либерализма. А если не заметили - откройте эти книги снова и убедитесь!

 

В произведениях классиков, в их речах, даже в их живом общении с народом полностью отсутствует одно слово. Оно не употребляется никогда! Ни там, где речь идёт о краеугольных, фундаментальных вещах, ни там, где имеет место обычный человеческий разговор.


Это - местоимение "я".

 

Маркс, Ленин, Сталин - люди недюжинного ума и образования! Люди, которых называют гениальными без всяких сомнений. Их вклад в российскую и мировую историю неоспорим! При этом, гениями они стaли ещё про своей жизни. И, казалось, бы, с высоты своих интеллектуальных, социальных, государственных и исторических позиций могли бы сказать:
"Я так решил!" "Я так хочу!" Или "Я считаю это правильным!"

Но они не говорили этого никогда! За исключением необходимых в быту выражений вроде "Я поехал в деревню" "Я люблю Бетховена" или "Мне не нравится салат из свёклы", местоимение "я" не встречается более нигде. Вместо него очень часто употребляется другое местоимение - "мы".

И это не вопрос личной скромности или внутренней культуры! Причины гораздо глубже!


Эти люди изначально, с самого своего рождения не отделяли себя от общества, от народа. Они были и ощущали себя его малой частью. И всё, что они говорили или делали, было связано с народом, совершалось для народа и от имени народа. Они не воспитывали себя в любви к народу. Это невозможно! Это даётся или не даётся с молоком матери. Человек либо любит людей, либо нет, и это невозможно изменить никакими заклинаниями.


Великие люди, о которых тут идёт речь, были такими с рождения! И с течением времени лишь укрепились в своих убеждениях.

Будучи частью народа и ощущая себя таковыми, они физически не могли сказать о себе "я"! Это противоречило их самоидентификации и вступало в конфликт c русским языком на ментальном уровне - невозможно сказать о себе "я - люди"! Это нарушение правил языка. Люди, т.е. народ - понятие множественное, а не единичное.

 

И это органическое, безусловное отождествление себя с широчайшими народными массами было тем самым главным обстоятельством, которое обусловило принятие марксизма в России и позволило впервые в отечественной истории сделать третьеразрядную околоевропейскую страну второй державой мира.

 

В любом языке местоимения "я" и "мы" - антагонистичны по смыслу. Противоречие здесь заключено в волном или невольном противопоставлении себя обществу.
Но только в русской культуре это противоречие приобретает фатальный, непримиримый характер. Причина - в коллективизме как неотъемлемой части нашего самосознания, всегда отдающего предпочтение "мы" и отторгающего "я", что выражается даже на уровне народных поговорок, иногда весьма солёных.

В отличие от Запада, чья социально-психологическая общественная модель выстроена на праве индивидуума, т.е. защите своего "я", наша история - это история отторжения индивидуализма и борьбы с ним, включая прямое вооружённое противостояние.


Наши герои - это "мы" и те "я", которые подразумевали собою "мы".
И в самой толще нашего сознания, так глубоко, что это незаметно нам самим, мы автоматически заменяем чуждое "я" на родное "мы".


Не Александр Матросов, а МЫ легли грудью на амбразуру. Не Зою Космодемьянскую, а НАС повесили немцы за диверсии в тылу врага.
Не Юрий Гагарин, а МЫ полетели в космос в 1961 году. Не Валерий Харламов или Лев Яшин, а МЫ забивали голы канадцам и насмерть стояли в воротах, отбивая немыслимые удары лучших нападающих мира.
Любимые герои кинофильмов, актёры и учёные, писатели и художники - всё это тоже МЫ.

 

Безусловный примат "мы" над "я", как безусловная специфика нашего самосознания, объясняет очень многое в нашей истории и в нашем настоящем.
Например то, почему некоторым персонажам прошлого мы откровенно симпатизируем, несмотря на их очевидные просчёты. А некоторых, наоборот, целиком отвергаем, хотя ничего особенно заметного они как будто не совершали.

 

И отсюда следует объяснение причины полного провала либеральной идеи в современном российском обществе.

 

Либерализм - это всегда "я" и только "я". Это открытое противопоставление личности обществу. Это "я", вставшее на пути колективного "мы".


Те, кто в 1991 году цинично пустил под откос великую страну в попытках выстроить на её месте "капиталистический рай", ненавидимы в народе не столько за сам капитализм, сколько за то, что они силой навязали его людям "через их голову", нисколько не считаясь ни с народной волей, ни с народными ожиданиями, считая при этом свои желания, своё сугубо индивидуальное и крайне спорное мнение истиной в последней инстанции.


За то, что силой оружия, обмана и денег предъявили обществу своё "я" вопреки историческому "мы" и тем противопоставили себя народу.

 

Точно так же когда-то противопоставляли себя обществу все великие диктаторы и политические проходимцы. И даже германский нацизм, как образец нерассуждающей военной диктатуры, сурово подавлявший любую оппозицию, был по сути крайним, максимально выраженным либерализмом, в основе которого лежали желания одного человека, взявшего на себя смелость говорить и действовать от имени всего немецкого народа, заявившего о себе как о Мессии, спасшем страну от распада и разрухи "либерального" послеверсальского периода.


Это "я", исключительно мощно выраженное в натуре и правлении Гитлера, позволяет понять, почему некоторые из наших наиболее бескомпромиссных либералов периодически позволяют себе оправдательнo-примирительные нотки в адрес бесноватого фюрера.
Его звериный, нерассуждающий эгоцентризм, его животное "я" им близко и понятно, хотя сами они едва ли задумываются об этом.

 

Народный менталитет, национальное самосознание - чрезвычайно консервативные понятия. Он сохраняется тысячелетия, изменяясь крайне медленно и неохотно.


Даже самое пылкое воображение бессильно представить США страной, где общественной доминантой является "мы". Запад вообще и Америка в особенности - исторически глубоко индивидуалистичны. Переход к коллективному мышлению там будет означать конец тысячелетней цивилизации, основанной на приоритете интересов личности над общественными интересами.
Точно так же невозможно представить себе Россию, где тысячелетнее "мы" уступит место вновьприобретённому "я". Должны пройти долгие века, пока это станет возможным.


Но если это всё-таки случится, то одновременно это будет означать конец России в том виде, в котором мы её знаем.


И, значит, российский либерализм исторически обречён. Он умрёт с уходом его носителей с общественно-политической сцены.
Дело за малым - дождаться конца этого невесёлого спектакля.
И вернуться из модного театра домой, к обычной жизни, которая к тому же единственно возможна.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх